Химия, химия — вся зачётка синяя

2015-05-25 | 20:13 , Категория текст


Я тружусь в скромной должности лаборанта на химфаке одного университета. Основная «клиентура» — студенты-химики, а также биологи, геологи и географы. К последним двум группам у меня претензий никаких, для них химия не является профилирующим предметом, так что и спрос небольшой. Про биологов пока промолчу. А вот химики...

Не, я понимаю, естественные науки сейчас не столь популярны (химия почему-то особенно), поэтому ожидать какой-то «элиты» на химфаке не стоит. Но всё-таки мои представления таковы, что человек, добровольно поступивший на этот факультет, должен иметь хотя бы какое-то представление о предмете!

Идёт практикум. Для опыта нужен раствор аммиака. Девочка берёт склянку с азотной кислотой и спрашивает на полном серьёзе:

— Инна, это аммиак?

Ага, блин, аммиак! На голову бы тебе, дорогая, аммиак этот вылить, чтоб разницу почувствовала...

— Инна, а мне сульфит натрия нужен. Где он тут?

Показываю на банку с надписью «Na2SO3», стоящую у девочки прямо перед глазами:

— Чем тебе не сульфит натрия?
— А, точно...

И ладно бы один раз — нет, это повторяется каждое занятие.

То, что сульфиды и сероводород находятся в вытяжном шкафу и работать с ними нужно только там, не до всех доходит и к концу года — даже запах не действует на сознание.

Работа с соединениями бериллия. Объясняю всем, что они ядовиты, выдаю перчатки, говорю, чтоб носы, глаза и прочие части тела не трогали, пока не снимут перчатки и руки не помоют. Через какое-то время замечаю, что одна девица в этих же перчатках берёт ручку и пишет в тетради наблюдения, а остальные стоят рядом и просто смотрят.

— Молодец, а потом перчатки снимешь и эту ручку руками будешь трогать, а то и в рот потянешь. Чего не попросила подружек записать наблюдения?
— Ой, а что, оно правда ядовито?!

Нет, блин, прикалываюсь! А перчатки просто так выдала, чтоб пробирки неудобно держать было.

— А можно мы половину опытов сделаем и домой пойдём? А остальное из книжки перепишем...

Господи, да мне вообще всё равно. Моё дело — реактивы и посуду приготовить и выдать, иногда помочь, если опыт сложный, а не отслеживать, кто что сделал. Не хотите делать, спешите на гульки — ваше дело. Только не надо через неделю спрашивать у меня при оформлении лабораторной, что должно было получиться тут, здесь и там — в книжке, оказывается, не написано. На коллоквиуме или экзамене попадётся реакция такая, а в голове-то пусто.

— А что здесь должно получиться?
— А почему тут растворилось, а тут нет?
— А почему тут газ пошёл?

Блин, перед кем пять минут назад распинался преподаватель, поясняя опыты?! И они даже не тупые: просто не хотят или не умеют включать мозг даже там, где нет ничего сложного. Это удивляет и задалбывает.

С ужасом жду наступающего учебного года и новых первокурсников. Говорят, должны быть ещё «круче» прошлогодних.