Молчание ягнят - интересные факты о фильме

2015-05-26 | 04:06 , Категория фото


Учтивость, граничащая с нахальством, воспитанность, скрывающая дикость, человеческий облик, прячущий зверя. И волчьи глаза Хопкинса.

Год: 1990

Страна: США

Режиссер: Джонатан Демме

Жанр: триллер, криминал, детектив, драма

Бюджет: $19 000 000

Сборы в США: $130 742 922

Сборы в мире: + $142 000 000 = $272 742 922

Психопат похищает и убивает молодых женщин по всему Среднему Западу Америки. ФБР, уверенное в том, что все преступления совершены одним и тем же человеком, поручает агенту Клариссе Старлинг встретиться с заключенным-маньяком, который мог бы объяснить следствию психологические мотивы серийного убийцы и тем самым вывести на его след.

Заключенный, доктор психиатрии Ганнибал Лектер, отбывает наказание за убийства и каннибализм. Он согласен помочь Клариссе лишь в том случае, если она попотчует его больное воображение подробностями своей сложной личной жизни. Такие двусмысленные отношения не только порождают в душе Клариссы внутренний конфликт, но и сталкивают ее лицом к лицу с помешанным до гениальности убийцей.

Воплощение дьявола настолько сильно, что ей может не хватить мужества и стойкости, чтобы остановить его…

Один из коллег режиссера Деммми сказал однажды, что не видел более притягательного, наполненного таким звериным магнетизмом и, в то же время, отталкивающего фильма за всю историю кинематографа. С той поры представление простых людей о маньяках, вооруженных бензопилами, яростно оттачивающих свои клинки, гоняющих несчастную жертву по лесам и весям, рухнуло навсегда. Подобные персонажи, конечно же, остались, они еще не раз настигнут добычу и, забрызгивая кровью все вокруг, разделают, четвертуют, но народную любовь не заработают никогда.
Однако утонченному зрителю это уже не интересно, ведь на сцену вышел новый герой, или антигерой, если хотите. Глубоко культурный, высокообразованный человек, имеющий утонченный вкус, прекрасно разбирающийся в музыке и литературе, обладающий острым умом и не лишенный некоего, может быть, немного извращенного, чувства юмора. Психиатр и психопат по совместительству в исполнении Хопкинса получился таким живым и ярким, что его просто нельзя было не заметить. Доктор Лектер Ганнибал — именно так звали этого любителя закусить неугодными гостями или назойливыми посетителями.

Но давайте обо всем по порядку, ведь идея снять киноленту про людоеда-доктора пришла Джонатану Демми не из Эфира и прямая связь с космосом тут совершенно не при чем. Изначально была книга Томаса Хариса «Красный дракон». Вернее, сначала была даже не книга, а история, которая и подвигла писателя «накатать» такой занимательный психологический триллер. Прошумевшее по стране, словно торнадо, дело Эдди Гейна, который за несколько лет убил около десятка человек, произвела такое неизгладимое впечатление на Хариса, что книга была написана в минимальные сроки. Гейн раскапывал свежие могилы, доставая трупы, шил из человеческой кожи чемоданы и накидки для мебели, оставаясь, при этом, вполне добропорядочным с виду, простым рубахой-парнем, который и мухи не обидит. В «психушке», куда его и поместили впоследствии, он отличался дружелюбностью, читал в запой, и только длинные пристальные взгляды пугали молодых и неопытных медсестричек. Впечатляться было чем.
Джонатан Демми, который до этого снимал, в основном, комедии, просто никак не мог пройти мимо такого захватывающего сюжета, а когда идея была предложена, радостно взялся за дело. Правда, нужно сказать, что он был далеко не первым, кто пытался экранизировать роман Хариса.

Еще за пять лет до этого, в восемьдесят шестом, Майкл Мэнн сам написал сценарий и сам снял ленту «Охотник на людей», которая с грохотом провалилась, не смотря на ожидания создателя. Критики винят во всем неправильный подбор актеров, ни Брайан Кокс (Ганнибал Лектер), ни Уильям Питерсен (агент Уилл Грэм), просто не справились с такими сложными ролями, которые нужно было прожить, а не сыграть.
Демми подошел к фильму совершенно с другой стороны, сделав упор на образы, на личности, даже иногда в ущерб сюжету, мало обращая внимания на монтаж, комбинированные съемки, звуковые эффекты и прочую «ерунду». Изначально, на роль доктора Лектера предлагалось три актера, из которых, режиссер и выбрал Энтони Хопкинса, и насколько можно судить по результату, сделал ставку абсолютно правильно. На то время, за Хопкинсом прочно закрепилась репутация добрячка, и разглядеть в нем психопата-каннибала мог, видимо, только Демми.

Джодди Фостер, сыгравшая в фильме федерального агента Старлинг, занимающегося расследованием убийств, вряд ли могла рассчитывать на такое, прямо сказать, баснословное везение. Дело в том, что «благодаря» ее маленькому росту и чрезвычайной хрупкости, главные роли проплывали мимо, режиссеры отдавали предпочтение длинноногим блондинкам. Сам Демми видел в роли Клариссы Старлиг красотку Мишель Пфайффер, уже снимавшуюся в его комедии «Замужем за мафией». Однако та, прочитав лишь половину сценария, от участия в проекте категорически отказалась, да и, слава Богу. Фостер, снявшись в фильме, одним махом убила двух зайцев. Во-первых, она приобрела устойчивую популярность среди зрителей, а во-вторых, наконец-то, и профессионалы увидели в ней недюжинный талант.
Успех всей киноленты, народная любовь и популярность, длиной в двадцать пять лет, во многом заработана именно этими двумя образами. Маньяку, который из спортивного интереса помогает полиции (на самом деле преследуя собственные цели), а в свободное от сидения в камере время обедает врагами или недоброжелателями. Девушке, почти девочке-агенту, сумевшей довериться свирепому людоеду, прикидывающемуся кроткой овечкой.

Энтони Хопкинс основательно взялся за создание образа Ганнибала Лектера с самого начала, еще задолго до съемок. Он «перелопатил» просто огромное количество литературы, смотрел фильмы, слушал записи бесед с пациентами психиатрических клиник. Его усилия видны невооруженным глазом. Что интересно, на экранах самого маньяка чрезвычайно мало, всего лишь каких-то шестнадцать минут зритель может видеть сумасшедшего психопата и изощренного людоеда-убийцу, но этого вполне хватает, чтобы заполнить им весь фильм.
Актер приходил даже на судебные процессы по делам знаменитых убийц, насильников и психопатов, он много почерпнул для роли, находясь в окружении самых опасных людей Америки. Реальным прототипом образа для Энтони Хопкинса, послужил «милый старичок» Альберт Фиш, называемый «Лунным Убийцей», «Бугименом», «Серым Призраком» и прочими, не менее «приятными» именами. Фиш убил, а потом приготовил и съел, несколько маленьких детей. Об этом он, без всяческих зазрений совести, еще и написал в письмах, отправленных родителям несчастных малышей. Кстати сказать, что от прослушивания записей, сделанных реальными маньяками во время убийств, Джодди Фостер наотрез отказалась, это было слишком для нее.

Энтони Хопкинс, несомненно, самая настоящая звезда этого кинофильма, и огромная часть успеха держится именно на том образе, который он смог качественно собрать, словно мозаику, из множества психически нездоровых социопатов и преступников, увиденных и услышанных им. Например, долгий, завораживающий взгляд Чарли Мэнсона, когда он «таращится», не мигая, в первые же дни работы над фильмом заставил всю съемочную группу дрожать, как осиновый лист. Оператор Так Фуджимото делился тогда впечатлениями со своими близкими: «Когда он смотрит прямо в объектив, я до конца не понимаю, кто же это глядит, Хопкинс или сам Ганнибал Лектер проникает в потаенные уголки души, сквозь стекло и сетчатку моих глаз». Видимо, роль Хопкинсу удалась, не правда ли?
Хопкинс сумел сделать то невозможное, что не удавалось ни одному актеру, ни до, ни после него. За шестнадцать минут в кадре, он приобрел не только всенародную любовь, но также и «Оскар» за лучшую мужскую роль. Фильм, в общем, получил целых пять наград этой престижной премии, пять из семи возможных.

Что же делает этот фильм таким привлекательным, что заставляет зрителя, еще и еще раз, просматривать заезженное до дыр кино, разбирая на цитаты реплики главных героев, если не учитывать игру актеров? В первую очередь, гениальный подход к проработке деталей. Джонатан Демми проделал титанический труд, не только выбрав на главные роли именно тех людей, которые могли органично «вплестись» в повествование, но и по созданию той непревзойденной динамичности, с которой развивается сюжет. И, конечно же, детали, детали – это именно то, что делает этот фильм тем, чем он является.
Детали просто мистифицируют зрителя, заставляя завороженно наблюдать за развитием событий. Чего стоит только один бражник «Мертвая голова», которую маньяк кладет в рот своим жертвам. Это так символично, преступник мечтает переродиться женщиной, словно куколка, становящаяся бабочкой. Эта бабочка, изрядно обработанная фотографом Филиппом Халсманом, появляется на одном из постеров к фильму. Там, на теле бабочки, и красуется череп, мертвая голова, составленная из обнаженных женских тел. Тоже, своего рода шедевр, для тех, кто понимает…

А чего только стоит трагическая, душераздирающая история главной героини, что и дала название всему фильму. Да и сам маньяк Буффало Билл, чем он отталкивает и интригует? На самом деле, он был самым настоящим нацистом, на его вещах присутствует соответствующая символика. Например, на стенах дома, где он содержит жертву, расклеены плакаты с изображением Гитлера, а на полотенце красуется свастика. Вы обращали на это внимание? Быть может, и нет, но ваше подсознание, непременно, отметило это, даже не сомневайтесь.
Съемки фильма «Молчание ягнят» закончились еще в девяностом году двадцатого века, однако зритель увидел его не сразу. Компания «Orion Pictures» специально затормозила выход киноленты на широкий экран, чтобы эпический вестерн Кевина Костнера, случайно не пострадал от конкуренции. Вполне может быть, это принесло «Танцам с волками» некоторую пользу, однако вокруг «Молчания ягнят» создало поистине нечеловеческий ажиотаж. Зритель просто неистовствовал, в ожидании чуда, и оно не замедлило произойти. Кассовые сборы были действительно большими, режиссер, актеры и вся съемочная группа могла спокойно почивать на лаврах, получая многочисленные награды, самых разнообразных кинофестивалей.

Фильм «Молчание ягнят» состоялся. Однако этот жесткий, кое-где даже жестокий, динамичный психо-триллер, с пронизывающим насквозь, металлическим голосом доктора Лектера, открытым и растерянным взглядом агента Старлинг, таким натуральным Буффало Биллом и всеми остальными персонажами, пришелся по вкусу далеко не всем. Некоторые воинствующие феминистки, а также несколько правозащитных организаций, провели целую серию акций протеста. Они скандировали под дверями кинотеатров, размахивая плакатами, и срывали афиши, называя «Молчание ягнят» провокационным, шокирующим и безнравственным фильмом.
Интересно, но такая реакция злопыхателей, ничуть не повредила киноленте. Даже наоборот, зритель, наслушавшись этих диких воплей, бросал все насущные дела, и бежал за билетом в кинотеатр. Да и дату первой премьеры Джонни Демми выбрал с особым шиком, фильм увидел свет в День всех влюбленных, 14 февраля. Режиссер удачно пошутил, приурочив выход фильма именно к этому романтическому празднику.

Тед Банди, несмотря на все свои прегрешения, оказал содействие в раскрытии целой серии убийств. Тед был казнен 24 января 1989 года, однако маньяка удалось найти лишь в 2001 году — спустя 12 лет после казни Банди. Им стал Гэри Риджвэй, сознавшийся в 48-ми совершенных им преступлениях.
Роль Ганнибала Лектера была предложена Джину Хэкмену, ему же предлагалось заняться и режиссурой.Помимо Хэкмена на роль доктора Лектера претендовали Роберт Дювалл, Джереми Айронс и Брайан Кокс.
Большая часть съемочного материала была подготовлена в Питтсбурге. Город идеально подходил для съемок ввиду огромного количества архитектурных сооружений и прочих красивых мест. Таким образом, участникам съемочной группы удалось создать иллюзию того, что съемки проходили в разных уголках страны.
Данная картина стала третьей за всю историю проведения церемонии Оскар, которой удалось завоевать все 5 главных наград: «Лучшая картина», «Лучший режиссер», «Лучший актер», «Лучшая актриса» и «Лучший сценарий». До этого таких же почестей удостоились «Это случилось однажды ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).

Энтони Хопкинс, описывая голос, предоставленный своему персонажу Ганнибалу Лектеру, назвал его «симбиозом Трумэна Капоте и Кэтрин Хепберн».
Во время изучения видеоматериалов Энтони заметил, что маньяк Чарльз Мэнсонникогда не моргал во время разговора, и незамедлительно перенес данное наблюдение на экран.
В ходе подготовки к съемкам Джоди Фостер и Скотту Гленну были предоставлены аудиозаписи, сделанные маньяками в ходе совершенных ими убийств. Джоди наотрез отказалась прослушивать эти леденящие кровь записи, а вот Скотт на свою беду решился, вследствие чего на протяжении достаточно длительного периода времени его преследовали ночные кошмары.
Добавлю очень важную для американских зрителей ассоциацию с реальной судьбой Джоди Фостер, исполнительницы роли Кларис: в 1981 году этой девятнадцатилетней кинозвезды домогался некий Джон Хинкли, угрожая в противном случае убить самого Рональда Рейгана, президента США.