Много букв

2015-05-28 | 17:55 , Категория текст


Читать я научилась самостоятельно в четыре года. Семья большая, мной специально никто не занимался. Начала читать вывески «Молоко», «Хлеб», «Квас», «Детский мир» на магазинах, а дальше пошло легко — есть у меня склонность в анализу. В дошкольном возрасте перечитала всё из серии «Моя первая книжка» и «Читаем сами», ещё мне выписывали «Мурзилку». Детских книг дома почти не было, но в домашней библиотеке нашлась русская классика: Чехов, Островский, Толстой.

Первая школа, первый класс. Прихожу в библиотеку. Библиотекарь заботливо заводит формуляр и предлагает выбрать книги на полках для первого класса — но я это уже давно прочитала. Беру книгу с другой полки, что-то вроде «Приключений Буратино». Библиотекарь отбирает, говорит, что такие книги мне читать рано: я не пойму. Пытаюсь объяснить, что давно умею читать, что эта книга для меня не очень большая, — бесполезно. Разворачиваюсь, ухожу, начинаю читать книги из папиной библиотеки военных мемуаров. Сейчас я неплохо разбираюсь в этапах Второй мировой.

Вторая школа, третий класс, другой библиотекарь. Всё повторяется до мелочей: формуляр, выбор книги, отъём, предложение выбрать книгу попроще. Соглашаюсь. Иду домой. Прочитываю книгу за пару часов, приношу обратно. Догадываетесь, что было дальше? Библиотекарь обвиняет меня в том, что я её не послушалась, выбрала слишком сложную книгу, не смогла её прочесть и принесла обратно. Требует пересказать текст. Всё равно не верит. Читаю дома «Роман-газету».

Городская детская библиотека. Я в пятом классе. Дежавю. Спасибо соседу за собрание сочинений Бальзака и Золя.

Третья школа, седьмой класс. Прошу роман «Слово и дело» очень мною любимого Пикуля. Отказ: «Там слишком много действующих лиц, сложный сюжет, ты не запомнишь». Мои слова о том, что я эту книгу уже читала, всё поняла, в героях не запуталась, во внимание не принимаются. «Три мушкетёра» — во-первых, я ее истреплю, во-вторых, она из серии «Всемирная литература», то есть стоит для красоты, в-третьих, находится на верхней полке, её со стремянкой снимать надо. «Похождения бравого солдата Швейка» — аналогично Пикулю. Кстати, это произведение было в списке литературы на лето. Предложение библиотекаря — Гайдар. И это несмотря на то, что я постоянный читатель, беру не только произведения школьной программы, пишу доклады и рефераты.

Я перестала вообще ходить в библиотеки. К счастью, эти дамы не смогли отвратить меня от чтения книг. Я всё так же продолжаю читать книги по разным темам, от технических справочников до трудов философов, от беллетристики до концептуальных творений. В школьные годы помогали друзья и соседи; сейчас я покупаю книги сама, а в крайних случаях выручает интернет. Но скольким детям такие тётки навсегда закрыли дорогу к чтению! Из-за таких «профессионалов» наша самая читающая страна превратилась в потребителей «Дома-2».