Как готовили атомные бомбы для Хиросимы и Нагасаки

2015-05-29 | 05:45 , Категория фото


В этом году исполняется 70 лет атомной бомбардировке американцами японских городов Хиросима и Нагасаки. В октябре 2014 года Национальным управлением архивов и документации США был полностью снят гриф «совершенно секретно» с коллекции фотографий RG-77-BT, хранящейся в филиале Национального архива в Колледж Парке (штат Мэриленд). Таким образом стали доступны десятки уникальных фотографий, сделанных во время подготовки к атомной бомбардировке японских городов, проходившей весной и летом 1945 г. на острове Тиниан в Тихом океане

Это не музейный макет, а та самая атомная бомба Little Boy (Малыш), отправившая в огненный ад 80 000 человек, а потом за пять следующих лет убившая еще около 120 000 жителей Хиросимы. Она размещена на испытательном стенде во время проверки работы автоматических систем.

А это уже собранная и готовая к использованию атомная бомба Fat Man (Толстяк), уничтожившая Нагасаки. Её швы тщательно шпаклюют герметиком и красят для сохранения стабильной работы внутренних систем конструкции

Многие из участников проекта А оставили на «Толстяке» свои автографы.

Вице-адмирал Уильям Пернелл написал: «Второй поцелуй для Хирохито» (японского императора)

«Толстяка» готовят для транспортировки на аэродром.

Атомную бомбу «Толстяк» везут на аэродром.

Для загрузки бомб в бомбардировщики были сделаны две специальные ямы.

Сейчас они укрыты стеклянными колпаками и превращены в музейные экспонаты:

Процесс загрузки «Толстяка» в яму.

Бомбардировщик B-29 (командир Чарльз Суини, 25 лет) готовится принять на борт атомную бомбу «Толстяк».

«Толстяка» аккуратно поднимают в бомбовый отсек B-29.

А так загружали в B-29 Enola Gay (командир Пол Тиббетс, 30 лет) атомную бомбу «Малыш».

Что было дальше, вы знаете. 6 августа в 1:45 бомбардировщик B-29 под командованием командира 509-го смешанного авиационного полка полковника Пола Тиббетса, нёсший на борту атомную бомбу «Малыш», взлетел с острова Тиниан, находившегося примерно в 6 часах лета от Хиросимы. Самолёт Тиббетса летел в составе соединения, включавшего шесть других самолётов: запасной самолёт («Топ Сикрет»), два контролёра и три разведчика («Джебит III», «Фулл Хаус» и «Стрит Флэш»).

Командиры самолётов-разведчиков, посланные к Нагасаки и Кокуре, сообщили о значительной облачности над этими городами. Пилот третьего самолёта-разведчика, майор Изерли, выяснил, что небо над Хиросимой чистое, и послал сигнал «Бомбите первую цель». В 08:15 местного времени В-29, находясь на высоте свыше 9 км, произвёл сброс атомной бомбы на центр Хиросимы. Взрыватель был установлен на высоту 600 метров над поверхностью; взрыв, эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, произошёл через 45 секунд после сброса.

В 2:47 9 августа американский бомбардировщик B-29 под командованием майора Чарльза Суини, нёсший на борту атомную бомбу «Толстяк», взлетел с острова Тиниан. Облачность над городом Кокура не позволила произвести прицельное бомбометание и после трёх безуспешных заходов на цель, в 10:32 В-29 взял курс на Нагасаки. «Толстяка» сбрасывали почти вслепую, к тому же у самолета были технические проблемы с топливным насосом и горючего на дополнительный заход не хватало. Взрыв произошёл в 11:02 местного времени на высоте около 500 метров. Мощность взрыва составила около 21 килотонны.

На снимке: «грибы» от атомных взрывов над Хиросимой (слева) и Нагасаки.

Архитектором Выставочного центра Торгово-промышленной палаты Хиросимы, который теперь знает весь мир под названием «Атомный купол» был торговый атташе Чехословакии Ян Летцель (на фото). Он несколько лет жил в Японии, где спроектировал несколько зданий в непривычном для японцев европейском стиле. Кроме этого, Летцель помогал чехословацким легионерам, возвращавшимся из Владивостока, обеспечивая им возможность вернуться в Европу на корабле. Здание Выставочного центра находилось в 160 метрах от эпицентра взрыва атомной бомбы и одно из немногих устояло, став теперь одним из главных антивоенных символов в мире