I-V-vi-IV

2015-05-30 | 10:08 , Категория текст


Мне двадцать лет, и нет в моей жизни ничего и никого, что я любил бы сильнее, чем музыку.

Меня задолбали ненавистники «простой» музыки. Я обращаюсь не к обычным слушателям, а именно к коллегам-музыкантам.

«Цой примитивен: три аккорда в каждой песне, кто угодно с этим справится». Сразу отброшу споры о смысловой нагрузке текста — я говорю о музыкальной ценности. Во-первых, не три, а побольше. Во-вторых, Цой, как и его коллеги по цеху, сочинял не «три аккорда», а песни. Аккордовые конструкции — это не более чем аранжировка под мелодию, тему, мотивчик — называйте как хотите. Ценность этой музыки в тех мелодиях, которые исполняются вокалом: именно они, а не пресловутые три аккорда, берут за душу, заедают в голове и приходятся по нраву населению. Вы, возможно, удивитесь, но «Битлз» тоже писали песни с предельно простыми гармоническими конструкциями, как и множество других коллективов, чьи мелодии облетели весь мир. В сети гуляет ролик: в течение нескольких минут исполняются отрывки из десятков хитов разных исполнителей в разных жанрах. Без перерыва. Да-да, вы угадали: на один неизменный квадрат из четырёх аккордов.

Простота музыки — не отрицательная и не положительная её характеристика. Вы же не исключаете из своего рациона блюда, на приготовление которых уходит меньше трёх часов, а в рецепте используется меньше 50 ингредиентов? Нет, вы с радостью закидываете в желудок варёное яйцо с майонезом просто потому, что находите его вкусным. Так зачем же заявлять с такой надменностью и снобизмом, что музыка на скорости менее двадцати нот в секунду может нравится только недалёким слушателям, которые просто не понимают, что их «обманули»? Я, безусловно, утрирую, но как же я устал от заявлений вроде: «Твоё даунтемпо — ерунда, его легко сыграть! Вот дэт-метал — это настоящее мастерство!»

Немножечко сорву покровы. Скоростные гитарные и другие соло очень и очень часто исполнять в разы проще, чем кажется со стороны. Это гаммообразные, секвенционные и другие движения, которые так же, как и «блатные» аккорды, заучиваются один раз и в дальнейшем играются сколь угодно долго в необходимом темпе. Это «вертушки» из трёх-четырёх нот а-ля Кирк Хэмметт, это задействование тех естественных движений рук и тех аппликатур, которые легко даются даже на высокой скорости, это зачастую просто набор эффектно выглядящих трюков.

В очень медленном темпе играть куда трудней, чем в очень быстром. Поставьте метроном на 50 ударов в минуту. И что же это вы мажете мимо клика? Это же так медленно, так просто!

Подлинное мастерство исполнителя заключено не только в скорости — зачастую его вообще не заметно со стороны. Это тончайшие нюансы динамики, искусно выбранные штрихи, использование различных способов звукоизвлечения, едва заметные сдвиги акцентировки, — список можно долго продолжать. Вы, горе-солисты, говорящие мне, что тот же Хэмметт — посредственный гитарист, можете этим похвастаться? Да, вы разучили соло из Master of Puppets, окей, но почему-то на репетициях нашего коллектива вы не в состоянии родить ничего даже близкого по атмосферности и уместности.

Я никогда не употребляю слов «музыка» и «плохо» в одном предложении. Вам что-то не нравится — ваше дело. Я не призываю вас любить простую музыку, но и смешивать её с дерьмом я тоже не позволю. Ваши «авторитетные» суждения многие люди принимают на веру (он же музыкант, ему лучше знать!), селят в своей душе нелепые предубеждения и, естественно, распространяют их дальше. Поймите наконец разницу между «хорошо — плохо» и «нравится — не нравится» — и придержите языки.