Нигматулин Талгат Кадырович. Чтобы помнили!

2015-05-31 | 08:50 , Категория фото


Талга́т Кады́рович Нигмату́лин (тат. Тәлгать Кадыйр улы Нигъмәтулин; 5 марта 1949, Кызыл-Кыя, Ошская область, Киргизская ССР — 11 февраля 1985, Вильнюс) — популярный советский киноактёр, наиболее известный по фильмам «Пираты XX века» и «Волчья яма».

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в киргизком городке Кызыл-Кие. Его отец был татарином, а мать - узбечкой. Отец Талгата был шахтером и трагически погиб, когда Талгату не было и двух лет. Семья жила бедно. Талгат начал зарабатывать, будучи подростком - он работал на сахарозаводе и в сапожной мастерской. Его матери, директору местной школы, трудно было трудно одной растить двух сыновей, и Талгата определили в детдом.
Талгат рос замкнутым, нелюдимым и застенчивым юношей. Он очень плохо говорил по-русски. Позже Талгат рассказывал, как учился русскому языку, пе­реписав два тома «Войны и мира». Здоровье у него было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере симпатичная девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слез. Тогда он поклялся сделать свое тело красивым. С тех пор начались его занятия спортом, а позднее - восточными единоборствами, продолжавшиеся всю его жизнь. Талгат Нигматулин сдержал свое слово: из слабого, болезненного мальчика он превратился в красивого и сильного мужчину.

Как личность Талгат Нигматулин сформировался под влиянием своего таланта и огромной жажды творчества. Еще мальчиком писал он стихи, ходил в драматический кружок, занимался бальными танцами, потом заинтересовался легкой атлетикой и увлекся борьбой. Но его самой большой мечтой было - стать кинорежиссером. После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК, но туда Талгата Нигматулина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства, куда его охотно приняли. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Он стал чемпионом Узбекистана, занимал шестое место в чемпионате СССР.
Он обладал колоритной внешностью и несомненным талантом, и его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году сыграть роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Когда он читал сценарий, думал, что ничего не получится, очень нервничал. Но ему помогла Галина Польских, и роль стала вырисовываться. Вспоминал кинорежиссер Алишер Хамдамов: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом...».

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, одной из них была картина «Пираты ХХ века» - первый советский боевик по сценарию Станислава Говорухина, снятый режиссером Борисом Дуровым.
Талгат Нигматулин попал сначала в команду каратистов, снимавшихся в фильме «Пираты XX века». Он пришел на киностудию имени Горького пробоваться в массовку. Борис Дуров, столкнувшись с Нигматулиным в павильоне, отдал молодому актеру с восточной внешностью роль главного злодея - пирата Салеха по прозвищу Малыш. Талгат тут же поделился новостью с однокурсником по ВГИКу Николаем Ерёменко и посоветовал ему попробоваться на роль механика Сергея Сергеича - противника Салеха. Ерёменко был утвержден, и актеры азартно взялись за дело, отказываясь от помощи дублеров и каскадеров.

Сцену, в которой Салех избивал Машу палкой, снимали в Коктебеле. После первого дубля стало понятно, что удары понарошку не выглядят убедительными. «Давайте я буду бить ее по-настоящему, — предложил Нигматулин после репетиции. — Ударю вполсилы, но Наташе все равно будет легче сыграть боль». Актриса не возражала — и режиссер дал добро. Но велел, чтобы под одеждой на спине Натальи закрепили подушки. На вто­ром дубле Талгат так вошел в образ, что у Харахориной текли слезы. У нее была в синяках вся спина. Об этом узнал Талгат. В качестве извинения он пригласил девушку в кафе.
— Пришлось мне его утешать, — говорила Хорохорина. — Я понимала, что он разошелся не со зла. Не рассчитал удары. А я ради хорошего результата жаловаться не стала.
— А еще Талгат признался, что я ему нравлюсь, - вспоминала Наталья. Я честно сказала, что не могу ответить на его чувства и уважаю его как друга. После этого разговора у нас сложились прекрасные приятельские отношения.

— Талгат зверствовал только на экране, за кадром это был доб­рый, милый, спокойный и дружелюбный человек, — рассказал Георгий Мартиросян, сыгравший Клюева, члена команды корабля «Нежин». — А еще Нигматулин умел гадать по руке и иногда в перерывах между съемками предсказывал будущее кому-нибудь из членов группы.
«Талгат нагадал, что в ближайшие годы в моей жизни будет исправлена жестокая несправедливость, — признавался в свое время Петр Вельяминов. — Я тогда пожал плечами: как можно исправить то, что я перенес в 17 лет? В марте 1943 года меня вместе с отцом, бывшим царским офицером, арестовали по ложному обвинению в участии в антисоветской организации «Возрождение России», приговорили к 10 го­дам исправительных работ и отправили в лагерь. Талгат не мог этого знать, я никому об этом не рассказывал. Но в 1983 году я получил бумагу о том, что реабилитирован. Вот тогда я и вспомнил предсказание Нигматулина».
Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, зрители ходили на фильм по много раз. До сих пор этот фильм является рекордсменом посещаемости. «Пираты XX века» посмотрело 87 600 000 зрителей. После выхода фильма молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции — сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах.

Затем были роли и в других фильмах - внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» - человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников.
Эти образы свидетельствовали о том, что Нигматулин стал актером широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Самурай-смертника в фильме «Приказ: перейти границу» в исполнении Нигматулина стал фанатиком, превращенным в запрограммированную на убийство и гибель машину, - фигурой одновременно и страшной и жалкой.

В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют – десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Мирзу и Абая. В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Талгат в те дни собирался выехать в Кишинёв, чтобы досняться в фильме «Жизнь и бессмертие Сергея Лазо», а заодно и показать свой короткометражный фильм про Абая и Мирзу. Он отложил поездку на несколько дней и приехал в Вильнюс. В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, Абай пригласил Нигматулина, чтобы тот в доме № 49 на улице Ленина, в квартире художника Андрюса «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете. Талгат пытался успокоить своих «товарищей», но те его не слушали. Более того, стали его называть предателем. Абай и его ученики устроили в доме драку. Нигматулин был единственным, кто не бил хозяина дома, а затем он вообще ушёл оттуда, но вскоре вернулся. Абай перевёл всю свою злость на него. Пять человек с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате.
Его убивали восемь часов. Сломали нос, ребра, разбили голову. Он долго терпел, наконец, уже не в силах сдерживаться, отчаянно закричал: «Мама!». Когда актер потерял сознание, его отволокли в ванную. Утром слышавшие шум соседи вызвали наряд милиции: «Мы осмотрим квартиру. В отделение поступил сигнал, что здесь была драка, соседи слышали крики». «Пожалуйста, проходите, — пригласил хозяин и принялся возражать: — Что вы, какая драка? Я художник. У меня сегодня гости, они приехали издалека, из самой Киргизии. Расслабились, выпили, немного пошумели. Простите!». Милиционеры прошли в гостиную, окинули взглядом сидевших за столом мужчин: «Ведите себя тише», - и ушли, не осмотрев квартиру. В это время в ванной от многочисленных ран умирал Талгат Нигматулин. Его смерть наступила к полудню от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». На теле актёра позже было обнаружено 119 травм.

Поскольку тело актёра было сильно изуродовано, жена Венера вопреки мусульманским законам приняла решение кремировать. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».


Художник Вячеслав Ахунов, друживший с Талгатом Нигматулиным, рассказывал: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».