Шараш-монтаж-а-денег-дашь?

2015-05-31 | 19:37 , Категория текст


Работаю дизайнером по интерьерам уже около десятка лет. В нашей стране эта отрасль существует с постперестроечного периода. В последние годы страну просто разорвало новое течение: дизайнером быть модно. При каждом вузе, кафедры которого рядом не валялись с творчеством, открывается новомодный дизайнерский факультет, обещающий выпускать только Филиппов Старков. Частные курсы, школы, прочие «шараш-монтаж-научу-только-денег-дай» пачками выплёвывают новоиспечённых «специалистов». Развитие — всегда хорошо, и новички — тоже естественно, но тенденция рулит в сторону «дизайн — как футбол: все в нём разбираются».

На почту часто приходят резюме от начинающих. Несколько десятков в год, хотя о вакансиях я нигде не пишу. Те, кто хочет стать дизайнерами, делятся на две категории.

«Иванова Ангелина Фендибубровна, 1999 года рождения. Личные навыки: ответственность, креативность (да, содрать два слова с чужих резюме — очень креативно). Учусь на 4 курсе СпецДизайнУльтраПроектПлюсЭкстраСовременность-2011. Вот моё портфолио (две картинки низкого качества с учебного курсовика). Мне нужен свободный график, потому что я вся такая творческая, и ваще, я учусь. Соцпакет, личного водителя и зарплату мне побольше, потому что я в журнале читала, что дизайнеры как нефтяники зарабатывают».

«Здравствуйте, мне нужен ваш совет. В 70-х я училась на экономиста (бухгалтера, волейболистку, швею), потому что так мне сказали родители, но всегда в тайне я мечтала заняться чем-то таким… Ну, творческим, вы меня понимаете. У меня даже детские рисунки есть, и тётя мне всегда говорила, что у меня талант. И вот недавно моя подруга делала ремонт, и я помогла ей подобрать плитку на кухне, и теперь все гости к ней приходят и говорят, что плитка прекрасно подходит к обоям. Мне надо стать дизайнером! Посоветуйте, куда я могу пойти всему научиться — ну, так, месяца за три, и на вечернем, потому что я работаю, а лучше на заочном, потому что у меня маленький ребёнок. Очень вас прошу взять меня на стажировку и научить всему, что вы умеете».

Девушки! Да не ломитесь вы на эту модную специальность! Это вовсе не то, что показывают вам в глупых телешоу а-ля «Ремонтный ответ». Обычная работа дизайнера — лазать по пыльным черновым квартирам (какие там каблуки и маникюр), обмерять миллиметраж, рискуя наступить в «сюрприз» от джамшута, а иногда и по коньку крыши в загородном доме ходить, как канатоходец, отмеряя расстояние от каминной трубы; общаться с возмущёнными заказчиками (наша публика — народ капризный) и улаживать конфликты на стройках; ясно и чётко понимать матерный язык прорабов; отличать несущую стену от перегородки, попутно объясняя клиенту, что в этой стене ну никак не сделать аквариум, как у Марьванны; не путать канализационный стояк с вентканалами и знать, куда и как перенести трубу, чтобы не пахло прелестями соседей сверху.

«Фи, я никогда не полезу на крышу выяснять причину, почему новомодная итальянская вытяжка стоимостью годового бюджета Марипупинска не тянет воздух!» Когда заказчик кричит и топает ногами, требуя с дизайнера вернуть деньги за вытяжку, полезешь. И обнаружишь в вентканале дохлую кошку, которую дети туда сбросили. Вы думаете, дизайнер, попивая кофе, только наманикюренным пальчиком в каталоги тычет: «Вот это ну о-о-очень концептуа-а-ально, это берём»?

Поверьте, дизайн — тоже наука. И творчества в ней не больше, чем в ежедневном кашеварении. И работа эта не проще программирования или автомобилестроения. Количество знаний не сводится к таланту сочетать цвета. И простейший сопромат знать нужно (если заказчик попросит расширить оконный проём, мотивировать отказ нужно убедительно), и состав «бульончика», которым заливают пол для выравнивания, и преимущества и недостатки медных труб отопления, которые заказчик обычно умоляет замуровать в стену…

И очень обидно от строителей слышать: «Ох, эти дизайнеры напридумывают, а сделать-то как?» Дизайнер дизайнеру рознь. Выбирайте, с кем работать.