Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 4 Ausf А

2015-06-01 | 03:58 , Категория фото


Вот мы и добрались до последнего «истинного арийца» довоенной конструкции, «рабочей лошадке» панцерваффе – танка Pz IV. Эта машина провоевала от равнин Польши и до скал Кале, от выжженных солнцем африканских пустынь и до заповедных лесов и дремучих болот под Ленинградом, их гусеницы прошлись от Бреста и до Сталинграда и Кавказа. Этот танк по праву стоит в одном ряду лучших танков Второй Мировой Войны с советским Т-34 и американским М4 «Шерманом»

В процессе разработки полноценных боевых танков для оснащения панцердивизий. В 1934/1935 годах Гитлер приказал начать разработку Bataillonsfuhrerwagen — BW (букв. – «машина командира батальона»), предназначенного для качественного усиления танковых батальонов, оснащенных танками ZW — будущими Pz III. Дело в том, что фугасное действие снарядов 37 мм пушки (и даже пушки калибром 50 мм, которыми предлагал вооружить Pz III Гудериан) было достаточно слабым для борьбы с ДОТами, пушками и т.п. Поэтому новый танк было решено вооружить 75 мм короткоствольной пушкой.
Вес машины планировался около 18 тонн. Следует отметить, что ZW и BW проектировались параллельно, в результате чего машины были довольно похожи. Но… BW имел чуть более широкий корпус и чуть больший диаметр башенного погона.

Работы по проекту вели фирмы Rheinmetall-Borsing, MAN, Daimler-Benz и Krupp.
Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип — VK 2001(Rh) — был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка NbFz, несколько образцов которого изготовили в 1934 — 1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (VsKfz 618) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — в 1935 году получила фирма «Крупп».

На рисунке – чертежи прототипов разных фирм.

На фото – макет танка в натуральную величину.

На фото – прототип Rheinmetall

На фото – прототип Krupp с опытной башней V1

В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV или коротко Pz IV. По сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта танк имел индекс SdKfz 161. Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод «Krupp-Gruson» AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Броневая защита корпуса Ausf A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов — 20, кормы — 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24) и два пулемета MG-34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой). Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях PzKpfw IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений. Характерными чертами машин Ausf А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. По сути, это была установочная партия танков, однако даже им пришлось повоевать в ходе войны с Польшей. Однако, результаты боев были не очень – броня нового тяжелого танка оказалась проницаемой для польских танковых (7ТР и 10ТР) и противотанковых пушек.

На фото – один из первых выпущенных Pz IV Ausf A на заводе в Магдебурге.

На фото – Pz IV Ausf A в Польше

Следующая партия танков в 42 машины носила наименование Pz IV Ausf В (2/BW). Танки этой модификации получили ровный «лоб», потеряли курсовой пулемет (на его месте оставили только лючок для радиста) и стали чуть более «толстокожими». Эти танки, как и танки следующей модификации С, попали во Францию, где в виду недостатка готовых «четверок» использовались только в частях на направлениях главных ударов. Там они довольно неплохо показали себя, но все же бронезащита была недостаточной.

На фото – Pz IV Ausf В (?) на учениях

На фото – Pz IV Ausf В во Франции

Модификация С практически ничем не отличалась от предыдущей. Наиболее заметным отличием танков был разве что специальный отбойник для антенны под орудием. Кроме этого, танки Pz IV Ausf С (3/BW) получили более мощный двигатель, который устанавливался на все последующие модификации «четверок».

На фото – Pz IV Ausf С в Польше

Опыт боев в Польше диктовал необходимость усиления защищенности танка. Поэтому на следующей модификации – Pz IV Ausf D (4/BW и 5/BW) была увеличена толщина брони. Кроме этого на танках этой модификации вернулись к «вмятине во лбу». Кроме этого у них была слегка изменена командирская башенка. Собственно это были уже серийные танки в отличие от танков предыдущих модификациях.
В ходе операции «Барбаросса» понадобилось срочно усилить вооружение танков. Поэтому часть машин были перевооружены длинноствольной 50 мм пушкой KwK 39. Впрочем, эта пушка не прижилась – немцах катастрофически не хватало вольфрама, и делать бронебойные сердечники для 50 мм пушек было расточительством.
Так же в 1941 году один из танков был перевооружен 105 мм пушкой К18.

На фото – Pz IV Ausf D во время операции «Барбаросса». Обратите внимание на то, что на танке установлены дополнительные траки на лбу корпуса.

На фото – Pz IV Ausf D только прибывшие в Африку. 5 легкая дивизия.

Собственно немцы периодическими модификациями своих танков стремились поддерживать их боевые качества на высоком уровне. Правда, принцип латания всем известного кафтана то же имел место.
Но мы уклонились от темы.
Pz IV Ausf Е (6/BW) были выпущены на смену Ausf D в ноябре 1940. Основным отличием этой модификации стало значительное усиление брони (в сумме толщину брони лба танка довели до 60 мм) и появление новой командирской башенки. К задней части башни стали крепить ящик со снаряжением. Один из танков Ausf Е получил шасси с шахматным расположением катков.

На фото – Pz IV Ausf Е. Обратите внимание на приделанный поверх основной брони 30 мм бронеэкран.

На фото – модель Pz IV Ausf Е.

Анализ боевого применения танков Pz IV в Польше и во Франции показал, что необходимо еще больше увеличить защиту танка и немного усилить его вооружение. Танк получил еще более толстую броню и чуть более широкую гусеницу (400 мм вместо 360 мм на предыдущих модификациях). В таком виде немецкие танки и начали операцию «Барбаросса».
Так вспоминал свою первую встречу с Pz IV Г.И. Пенежко:
«Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые, чудовищные машины ярко-желтой тигровой окраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.
- Я таких еще не видал, - говорит Никитин.
Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперед. Его контур что-то напоминает мне. Но что?
- "Рейнметалл"! - выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжелого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: - Тяжелый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок...» Да, именно «Рейнметалл» – дело в том, что в советских опознавательных таблицах «четверку» отнесли к модификации NbFz!

На фото – NbFz, с которым путали Pz IV советские танкисты.

На фото – собственно Pz IV Ausf F, захваченный советскими войсками.

Шутки – шутками, но в ходе операций в Африке и в СССР немцы окончательно убедились в том, что 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24) не может пробить броню английских «Матильд» и советских Т-34 и КВ. Появившиеся к ноябрю 1941 года кумулятивные снаряды, как и массовое применение знаменитой «ахт-комма-ахт» в качестве противотанковой, несколько подслащивали пилюлю, но… Пушка, способная эффективно пробивать броню танков противника, нужна была срочно.
Тут мне нужно сделать небольшое отступление. Поднять бронепробиваемость пушки можно несколькими путями – во-первых усилить выстрел или использовать другой снаряд, но это было бы паллиативным решением для немцев. Во-вторых, увеличить начальную скорость снаряда, увеличив калибр или длину ствола пушки. В этом случае можно получить большую бронепробиваемость при использовании тех же выстрелов к пушке. Есть и третий путь – использовать пушку с коническим каналом ствола. Но такие орудия очень сложны в производстве и менее долговечны – например, разгар ствола у них намного выше, чем у «классических» орудий.
И вот тут сказал свое слово более широкий, чем у Pz III, башенный погон Pz IV. В башню «четверки» удалось установить 75 мм пушку KwK 40 L/43 без стеснения экипажа. В «тройку» такая пушка не вставала. Полученная в результате машина получила название Pz IV Ausf F2, в апреле 1942 года была продемонстрирована Гитлеру и было развернуто ее производство.

На фото – Pz IV Ausf F2 только прибывшие на Восточный фронт. Обратите внимание на форму дульного тормоза. На других модификациях она приняла более привычную нам «немецкую» форму.

На фото – Pz IV Ausf F2

Появление длинноствольной 75 мм пушки, пробивавшей с 500 м броню толщиной более 100 мм, привело к тому, что советские и английские танки утратили свою «непроницаемость» от немецких снарядов, а кроме этого, советские танки утратили свое преимущество в вооружении. Замечу, что частично превосходство в вооружении советских танков было восстановлено только к 1944 году, с появлением Т-34-85.

На этом я прерываю свой рассказ о Pz IV. В следующем моем посте мы поговорим о дальнейших модификациях «четверки» и немного о машинах на базе этого танка.