Учим учиться

2015-06-03 | 14:23 , Категория текст


Здравствуйте. Разрешите представиться: разносторонне недоразвитая.

Да-да, та, которая, учась на экономиста, одновременно постигала философию, информатику, юриспруденцию, риторику, психологию и прочую ненужную для реальной жизни, как тут вдруг недавно оказалось, мишуру. Именно та, которая, когда вы скажете, что любите авто, задаст вопрос о конях под капотом, сможет подискутировать об использовании газов в различных войнах и не побоится, прости Ктулху, починить блендер. Именно та, которая, хоть и не профэссор, но заставляет юристов, автомобилистов и строителей дорог учить экономику.

И хорошо, что таких, как я, всё больше в наших университетах. Которые вместо взяток, кофе в кульках и простого закрытия глаз требуют знаний, пусть это и идёт «в ущерб другим дисциплинам». Которые знают хотя бы происхождение слова «университет». Которые понимают, что вот это «в ущерб» — скорее признак лени и тупости.

Я не сомневаюсь, что из того, что я расскажу, студент запомнит хоть десять процентов, а к выпуску это всё выветрится. Но задача вуза не учить — учили в школе. И не печатать дипломы, хотя внешне очень похоже. И не рассказать, как зарабатывать деньги — ну как люди, зарабатывающие 200–400 долларов в месяц, могут объяснить, как заработать миллиарды, да и зачем — создавать себе конкуренцию? Задача вуза — научить учиться, добывать информацию. Не из Википедии по возможности. Заинтересовать. Продолжать развивать уже «разносторонне недоразвитую» личность.

Я помню юриста, который, умножая два на двести, получал триста. Младшего специалиста, который после техникума на вопрос: «Столица Великобритании?» выпалил: «Шотландия! А, нет, Швейцария!» Был и восемнадцатилетний оболтус-автомобилист, рассказывающий о тучах, которые сделаны из метана, и экономист, которая вместо «монополия» всегда говорила «моногамия». Это проблема высшего образования?

А вы представляете, что может сделать юрист после двух лет высшей математики, если учесть, что большинство абитуриентов у нас в стране выбирают право как специальность, лишь бы математику на вступительных не сдавать? Что может сделать айтишник после шести часов зачёта по одному предмету, даже если ему пришлось рассказывать там о Наполеоне? Он сможет горы перевернуть. И именно этим он ценен для работодателя.

Давайте не обобщать. Давайте понимать, что все люди разные. И, о ужас, есть такие, к которым Ктулху не приближался. И они в свои 20 лет смогли постигнуть одновременно два-три языка, точные и гуманитарные предметы по требованиям учебных программ Министерства. В ущерб другим людям, которые на их фоне будут смотреться … хм… односторонне развитыми.