Исход на юг: летопись

2015-06-03 | 22:10 , Категория текст


Приходилось ли вам смотреть видео людей, приехавших из очередного отпуска? Я бы назвал это действие изощрённой пыткой, поскольку смотреть это невозможно по определению.

Чаще всего процесс начинается где-то в середине шумного застолья, когда хозяйка или хозяин вдруг приглашают дорогих гостей посмотреть уникальное видео, которое они сняли, находясь на отдыхе. Идея всем (ну, или почти всем) не по душе, поскольку все уже успели посмотреть пять гигабайт снятых говномыльницей фотографий в стиле «а это у меня из головы растёт Эйфелева башня». Режиссёр на Спилберга явно не тянет, но обижать хозяев не хочется, и все чинно рассаживаются перед экраном.

В кадре — ноги, асфальт, какие-то голоса, проезжающие машины и лающие собаки. На фоне этого видеоряда гордый голос комментирующей хозяйки: «А это мы идём на пляж!» Важно, чтобы был запечатлён каждый шаг, каждое событие, иначе нить повествования прервётся, и будет непонятно, что и зачем.

Спустя 15 минут лихого сюжета появляется следующий кадр: голова в воде. В контровом свете не видно, чья конкретно это голова, но не беда: оператор трансфокатором приближает снимаемый объект. Теперь чья-то голова, больше похожая на мячик, скачет по экрану во всех направлениях, из угла в угол, вызывая рвотный рефлекс от укачивания. «Штатив — это для профи, удержать камеру одной рукой мы в состоянии», — оправдываются видеолюбители. Периодически рядом с «мячиком» появляется рука и нам машет. С чего у большинства людей укоренилось мнение, что надо обязательно улыбаться и махать рукой в видеокамеру? Они что, передают привет кому-то неведомому? Леониду Аркадьевичу с «Поля чудес»?

Полумрак с невероятно шумным изображением. Слышен стук вилок, ложек, звон посуды, голоса и музыка. «Это мы в ресторане, ждём официанта!» — гордо комментирует хозяйка. Ждут официанта и все зрители в режиме реального времени — минут двадцать. Процесс поедания принесённого официантом остаётся за кадром — кто снимать-то будет?

Следует съёмка ночного города с набережной. Как замечательны прыгающие цветные огонёчки в цифровом шуме при звуках набегающей волны — м-м-м…

Отдельная история с гостиничным номером. В подробностях нам покажут все его достопримечательности, а самое главное — унитаз. Это сердце любого номера, без него нельзя.

Экскурсия. С собой взят дополнительный аккумулятор, несколько карт памяти — как же, снять надо всё! Ведь до тебя никто не снимал пирамиды, пещеры, горы, соборы и храмы. Конечно, снимал, но это был не наш отпускник — он-то как раз снимает как надо, да и на тех видео его лично нет. Экскурсовод что-то там говорит, но зрителю его не слышно, потому что оператор стоит далеко и слова экскурсовода уносит ветер, но это не беда: хозяйка рапортует о происходящем на экране.

Съёмка из движущегося автобуса. Я понимаю, что в России пейзажи однотипные и в своей массе унылые, не то что за границей, но снимать всю дорогу от начала и конца через грязное стекло автобуса — это, извините, перебор.

Обрабатывать и нещадно резать отснятое видео? Да вы с ума сошли, да на это рука не поднимется, там всё нужное и важное! Десять часов в режиме онлайн! Программы для обработки отснятого материала? Не, не слышали. Основы видеосъёмки и композиции? Это для неудачников! Мы люди состоятельные — где и на чём хранить отснятые видеоматериалы, у нас всегда найдётся. Разложим их там же, где лежит гора неоцифрованных и осыпающихся видеокассет формата VHS с полным семейным видеоархивом. Важен каждый шаг! А камера где? Да где-то на антресолях…