США: Особенности автомобильной культуры

2015-06-04 | 00:00 , Категория фото


Я написал первую статью про культуру вождения в США спустя всего месяц пребывания в штате Флорида. Я провел еще три месяца в США и успел вернуться на Родину. Теперь мне есть, что добавить…





Российский автолюбитель, оказавшись за границей в нормальной развитой стране, замечал, что можно ездить по-другому: без хамства и агрессии, соблюдая скорость и в целом руководствуясь правилами дорожного движения. Визит в страну третьего мира, где водят даже хуже нашего, вызывает приступ гнева и недоумения. Хотя, в глубине души мы понимаем, что ушли от «экзотических» стран не сильно далеко. В каждой стране «культурная среда» формировалась на стыке законов и менталитета.





Без розовых очков



Мой первый взгляд на культуру вождения в США был частично идеалистическим, как и ощущения советского человека от первой поездки на иномарке. Тогда казалось, что они идеальные, не ломаются и сделаны на века. Толи мне сильно везло в первый месяц, толи эффект «розовых очков» сыграл свою роль, но спустя еще три месяца я стал замечать недостатки. Некоторых из них меня сильно удивили.



TrafficНачнем с того, что американцы жуткие формалисты. Это и хорошо, и плохо. Обратившись за услугой или получением какой-либо бумаги, будьте уверены, что вы получите ее точно в срок. Не больше не меньше. Иногда это может раздражать, т.к. никто палец о палец не ударит, чтобы сделать что-то быстрее. Процесс превыше всего. А главное – никто не привык напрягаться. Работа есть работа. Они ее делают, но чтобы порвать пятую точку на британских флаг — это нет к ним.



Если вы едете в среднем ряду пятиполосной дороги, и вам нужно перестроиться в правый ряд, то 9 из 10 водителей вас не пропустят. Причина проста – он едет в своей полосе и никуда не перестраивается, а значит все остальное ваши проблемы.



Попытка «по-нашему» резко вклиниться будет сопровождаться возмущенным сигналом клаксона, а то и аварией, т.к. не исключено, что соседняя машина едет на круиз-контроле. Они просто не готовы к таким резким маневрам. Так что перестраивайтесь заранее. С одной стороны, это можно понять. Правила гласят, что уступить должен тот, кто совершает перестроение. С другой – как-то не «по-человечески».



В Америке работает много того, что точно не сработало бы в России. Например, знак «стоп» для всех дорог на перекрестке. Правила говорят примерно следующее: «При подъезде к перекрестку, где установлен знак «stop all way», необходимо остановиться. Продолжить движение первым должен тот, кто первым подъехал к перекрестку». Вроде бы все понятно, но сразу начинаешь представлять себе такую ситуацию в России. У нас бы первым поехал тот, у кого машина круче, а в идеале ему и останавливаться бы не пришлось. Американцы в этом смысле, сама вежливость. Они скорее проедут последними, только бы не спровоцировать аварию. Многие наши соотечественники этим пользуются.



С чем у «янки» совсем беда, так это с ездой задним ходом и различными нестандартными маневрами. Мне часто приходилось видеть, как при повороте или развороте, люди наезжают задними колесами на бордюр. Понимания, что задние колеса едут по несколько другой траектории, напрочь нет. Даже многолетний опыт вождения, не прививает такого навыка. Езда задним ходом воспринимается, как вынужденный и нежелательный маневр. Паркуются американцы почти всегда строго «носом вперед», но выезжать приходится задом. Вот тут и возникает этот неловкий момент. Места на парковке много, но все равно едут они медленно, почти никуда не смотрят и надеются на «авось». Ну а если мелкая авария, так и черт в ней. Машину либо починят по страховке, либо буду ездить дальше так.



Потребительское отношения американце к автомобилям меня по-хорошему удивляет. С одной стороны, машина для Америки это «их все», как для нас водка. Инфраструктура обычного небольшого города спроектирована так, что без автомобиля никак. На машинах ездят в магазин, возят грузы, детей в школу, в них занимаются сексом, в них едят, красятся и переодеваются. Но при этом, для большинства владельцев машина — это всего лишь машина. Как телевизор или мобильный телефон. Отношение к ним сугубо прагматичное. Нет фетиша, любования и отношения лучше, чем к жене. На машинах просто ездят! Но в этом есть и свои минусы. В России, особенно регионах с типичным холодным климатом, машина скорее сгниет, чем полностью развалится.



В Америке машины служат долго, но проблема в том, что никто не хочет их обслуживать. Встречаются экземпляры, которые скрипят, дымят, кузов мятый, а салон производит впечатление, что его разорвала стая диких обезьян. И на этом люди ездят! Машиной считается все, что способно передвигаться.

Лизинг



Есть в Америке очень распространен такой финансовый инструмент, как лизинг. В России лизингом пользуются только корпоративные клиенты, поэтому большинство физических лиц не совсем представляют себе, что это такое. Многие путают лизинг с кредитом. Они действительно похожи, если цель — выкупить машину, но этого можно и не делать.



Lease OfferЛизинг – это аренда с правом выкупа. Допустим, вы имеете устойчивый доход, который позволяет снимать жилье, покупать продукты, ходить в рестораны и еще немного остается. Даже при среднем заработке, можно позволить себе приличную машину, такую как Mercedes-Benz C-класса, BMW 3-серии или Lexus IS. Для этого достаточно заплатить первый взнос в районе 3000 долларов и платить в месяц в районе 250$. Контракт обычно заключается на 36 месяцев (3 года).



По истечении срока договора можно выкупить машину по остаточной стоимости, но можно этого не делать! Это не только удобно, но и выгодно, потому что потеря стоимости нового автомобили близка или даже превышает стоимость аренды (лизинга). У владельца не болит голова, как продать эту машину или как ее обслуживать в пост-гарантийный период. Лизинг выгоден и плане налогообложения, т.к. считается расходом. Если клиент лишается дохода, то машину у него просто забирают.



После завершения срока контракта, можно взять новую машину. К тому моменту кредитная история уже будет «прокачана», так что первый взнос уменьшиться и в месяц платить придется меньше. Очень удобный инструмент.



Россияне привыкли иметь собственность, хотя все в нашей жизни временно. Допустим, вы купили машину за 1.5 миллиона рублей, а спустя 3 года продали ее за 800 тысяч. Вы владели машиной 36 месяцев заплатили за это 700 тысяч рублей.



Не думали, что можно платить 20 тысяч рублей в месяц без головной боли и суеты за тоже самое?

Очевидное невероятное



Do not block intersectionНе так давно в России провели эксперимент по разрешению поворота направо под красный сигнал светофора. Казалось бы, во многих странах работает, а у нас почему-то бояться вводить такое правило. Значит сомневаются! В США поворот на красный свет разрешен почти везде за редким исключением. Во-первых, люди реально уступают основному потоку. А во-вторых, часто проезжая часть спроектирована таким образом, что крайне правая полоса имеет полосу разгона и своим поворотом под красный водитель просто никому не мешает. С одной стороны перекрестка правая полоса заканчивается тупиком, а с другой стороны полосой разгона. Всем удобно и нет шансов на аварию.



Мне бросилось в глаза соблюдение двух вполне разумных правил: не блокируй перекресток и не останавливайся на железнодорожных путях. В штате, где я провел 4 месяца, люди почти никогда не выезжают на перекресток, если не уверены, что смогут его проехать.



Конечно, бывали исключения, но не часто. Это реально работает и это очень удобно. Особенно, когда пробка. Нет возникает этой тупой ситуации, когда все едут на красный, потому что уже отстояли своё на свой зеленый.



Проезд железнодорожных путей происходит и вовсе по невероятному для России алгоритму. Начнем с того, что переезд не оборудован заградительными барьерами и рядом не стоит будка с бабушкой-вахтером. Есть только светофор, шлагбаум и знак «не останавливаться на путях». Риск в том, что, если вдруг остановишься на путях и, по злому стечению обстоятельств, дождешься приближения поезда, то машина будет заблокирована между шлагбаумами. Рисковать никто не хочет. Правда, поезду приходится истошно гудеть на всем протяжении маршрута через населенные районы.

Без ошейника



Наивно верить в то, что все будут ездить по правилам даже если будут точно уверены, что им не грозит наказание. Мне довелось пожить в тихом, зеленом районе, где в центре огромное гольф-поле, а вокруг него большая беговая дорожка, вдоль которой идет кольцевая дорога. На ней почти нет камер, но куча знаков о том, что нужно уступать пешеходам, соблюдать скоростной режим и вообще вести себя культурно.



Ночью я иногда слышал такие звуки, которые может издать только автомобиль, мчащийся со скоростью выше 150. Конечно, не пойман – не вор. Однажды при переходе пешеходного перехода, мне пришлось убегать от Mercedes-Benz ML, который ехал в районе 120 км/ в час. В итоге завидев меня, он ударил по тормозам, сбил знак «уступи пешеходам» и, отчаянно тормозя, остановился в районе следующего перекрестка. Сам он перепугался не меньше моего, но мне от этого не легче. Лихачи встречаются регулярно.



Не забываем, что США – страна иммигрантов и каждый из них привозит с собой старые привычки, старательно маскируясь под «приличного» большую часть времени.



Скоростной режим на хайвэях — это отдельная песня. Мера приличия зависит от ситуации и времени суток. Ближе ночи «гонщиков» становится больше. По началу мне казалось, что все превышают в рамках 10%. Например, разрешено ехать 55 миль в час, а я еду 70. Уже в принципе многовато, но не тут-то было. Многие едут 80. Приходилось смещаться правее и спокойно ехать 70. Однако, полицейские берутся откуда не возьмись и нагоняют особо рьяных. Так что рамки тоже есть, но они заметно шире, чем я думал.



 



Безопасность как привычка



Тотальное стремление американцев обезопасить свою жизнь по началу кажется чрезмерным. Например, в определенные часы, дороги близи школ переходят на специальный скоростной режим. Все послушно сбрасывают скорость с 35-45 миль в час до положенных 15-ти и плетутся до следующего знака.



Школьные автобусы оборудованы отдельными сигналами и выдвигающимися знаками. В том момент, когда школьный автобус останавливается, то по правилам должны остановиться все автомобили. Я был крайне удивлен, когда при подготовке к сдаче экзамена на знание правил дорожного движения, узнал, что остановиться должны даже те автомобили, которые едут по противоположной стороне дороги. Кто-то скажет, что это перебор, но задумайтесь на секунду о своем ребенке и у вас отпадут все сомнения относительно полезности таких мер.

Велосипедисты в 90% случаев надевают шлем. В России только профессиональные спортсмены защищают голову, а ведь такое требование было бы не лишним для всех. Падение с велосипеда на высокой скорости может и не приведет к летальном исходу, но уж точно может закончиться сотрясением мозга и другим серьезным травмами. Световозвращающие жилеты носят все: сотрудники школы, работники супермаркетов, дорожные рабочие и все, кто можешь даже теоретически попасть под машину.



Во время проведения строительных работ, в нескольких десятках метров обычно стоит полицейская машина и выставлены конусы. У нас бы народ сразу начал ворчать, что полиции нечем больше заняться. С другой стороны жизни рабочих и жизни автомобилистов не менее важны, чем защита граждан от преступников. Успевать они должны все.



 



Помоги себе сам



В США практикуются такие правила, которые в России точно не стали бы работать. Например, большинство многоквартирных домов имеют собственную неогороженную территорию, где могут парковаться только жители дома и гости. Разрешение на парковку можно оформить в управляющей компании, которая эксплуатирует дом. Доказательством того, что ты «свой» является наклейка. Клеится она снаружи! Нетрудно предположить, что было бы с этими наклейками в России. Их бы уже давно переклеили или наладили выпуск «пиратских» наклеек. Тоже самое с разрешение на эксплуатацию автомобиля. Она также наклеивается на номер в специальное место. И все это работает! А все потому, что управляющая компания знает номера зарегистрированных машин и может дать команду на эвакуацию машин. А это минус пара сотен долларов в день из кармана владельца.



В кварталах, застроенных обычными одноэтажными домами могут парковаться тоже только резиденты. Особенно остро проблема стоит там, где такие дома находятся в центре крупных городов. Например, в частном секторе может находиться ресторан, который привлекает в район много гостей. Парковаться вдоль улицы напротив частого дома слишком большой риск. Владелец обязательно позвонит в компанию, которая с удовольствием эвакуирует ваш автомобиль. Заплатить придется примерно 200-300 долларов. Работает это потому, что эвакуаторы частные и живут за счет штрафов. Городу нет необходимости пытаться объять необъятное, а владельцам земли очень удобно – один звонок и проблема решена.



У любого супермаркета есть места для инвалидов, которые располагаются ближе всего к входу и имеют большой запас пространства по бокам от автомобиля (для коляски, например). Подтверждением права на парковку являются специальные номера, но чаще всего это свидетельство об инвалидности, которое вешается на зеркало заднего вида так, чтобы его было видно снаружи. И это работает! Места почти всегда частично свободны и никому не приходит в голову на них парковаться. Цена нарушения – несколько сотен долларов.



Многие россияне приучены считать американцев тупыми. На этот стереотип долго работал маэстро Михаил Задорнов, да и все остальные его поддержали. Приятно же чувствовать свое превосходство.



В Америке действительно можно найти немало доказательств тому, что делается все для дураков. Так, например, для упрощения жизни автомобилистов, многие знаки обозначены словами.



Stop here on redЛегко можно встретить знаки типа «поворот направо на красный только из правой полосы» или «остановиться на красный здесь» и даже всем известный «кирпич» сопровождается словом STOP. Кто-то может сказать, что это проявление тупости, но американцы скажут, что они упрощают себе жизнь. Действительно, зачем окружать себя кучей непонятных символов, если можно просто написать!



В заключении хочу сказать, что не считаю США примером для подражания. Любая страна, которая населена людьми, неидеальна. Разница между нашими в том, что американское общество старается жить по законам, а мы живем по понятиям. В России легко можно встретить тотальное несоблюдение правил и одновременно человечное и доброе отношение людей друг другу в сложной ситуации. А бывает и наоборот, когда люди, которые точно неправы, нападают на активистов движения «СтопХам» с кулаками. В Америке все иначе. Здесь редко можно встретить агрессию на дороге, но их формализм и бездушное отношение часто вызывают недоумение.



В который раз я призываю подумать над тем, как мы себя ведем. Ведь многое из того, что происходит на наших дорогах, по-настоящему дико и нецивилизованно. Представьте, что каждый день за рулем, вы показываете пример своим детям. Может тогда что-то изменится…