Как фильмы оказываются в интернете

2015-06-04 | 17:07 , Категория фото


В середине прошлого месяца случилась самая массовая за всю историю киноиндустрии кража копий кинофильмов, что вылилось в серьезный скандал, погромче того, что был, когда хакеры взломали сервер компании Sony. В сеть попали копии 95% фильмов, номинированных на «Оскар». В свете последних событий давайте разберемся, как фильмы до релиза и после него попадают в сеть.

Кража незаконченных фильмов
Утечка копии до полной готовности фильма — пожалуй, худшее, что с ним может случиться. Одной из самых громких историй такого рода за последние годы стал инцидент с блокбастером «Люди Икс: Начало. Росомаха».

31 марта 2009 года в сети оказалась копия фильма в DVD-качестве, но с недоделанными спецэффектами: в некоторых сценах не были убраны тросы, в некоторых — была вставлена «рабочая» компьютерная графика, которая лишь условно давала представление о том, что в текущий момент должно происходить на экране.

Учитывая, что информация о «сливе» начала активно расходиться первого апреля, многие СМИ даже заподозрили прокатчика в необычной вирусной кампании с лже-утечкой «плохой» версии фильма. Однако итоговый вариант картины с поправкой на доведённые до ума спецэффекты оказался точно таким же.

Несмотря на то, что у пользователей сети был почти месяц на ознакомление с новыми похождениями Росомахи, фильм всё же успешно окупился в прокате: однако какое количество зрителей сходило бы в кино, если бы не произошла утечка, посчитать попросту невозможно.

Такого рода инциденты — серьезный сигнал для студии, для которой сохранность своих многомиллионных вложений, способных уместиться на флешку, является первостепенной задачей.

Однако в ситуации с «Росомахой» нет ничего по-настоящему удивительного: как и в случае с каким-нибудь популярным смартфоном, чем ближе кино к релизу, тем к более широкому кругу людей оно попадает в руки. Между сотрудниками студии курсируют диски с картиной разной степени готовности, которые они могут показывать как начальству, так и своим партнёрам. Один недосмотр — и вот уже миллионы пользователей сети смотрят фильм, до премьеры которого ещё несколько недель.

Цена наград
Как сообщает австралийская версия Gizmodo, к середине января 2015 года 95 процентов из картин-номинантов на премию «Оскар» (36 штук) оказалось в сети. Некоторые из них успели выйти на Blu-Ray и доступны в наилучшем качестве, однако у большинства из этих фильмов дата премьеры намеренно приурочена к «оскаровскому сезону» — чтобы Академия попросту не забыла о них и отреагировала на дискуссию, которые они запускают в обществе. Поэтому основная масса претендентов пока доступна только в виде так называемых «скринеров» (подробнее о них речь пойдёт дальше).

Для правообладателей «Оскар» — как отличная PR-кампания, так и настоящая головная боль. По состоянию на 2012 год американская Академия киноискусств и наук насчитывала более 6 тысяч человек. Несмотря на то, что почётные члены этой влиятельной организации имеют право голосовать только за те фильмы, которые они видели на большом экране, они также получают в своё распоряжение DVD-копии картин-номинантов. Именно они и оказываются в сети.

Учитывая масштабы рассылки, утечки из Академии отследить практически невозможно: даже попытки добавить уникальные водяные знаки на каждую копию не приводят к должному эффекту. Пираты попросту стирают «цифровую подпись», делая определение источника невозможным: так произошло, например, с заключительной частью «Хоббита».

Как отмечает TorrentFreak, уровень утечек среди номинантов на «Оскар» в 2015 году — беспрецедентный. И борьба с распространителями не даёт никакого эффекта: закрытие The Pirate Bay почти на два с лишним месяца никак не повлияло на уровень скачиваний пиратских копий в сети.

Типы утечек
Если фильм всё-таки успешно добрался до проката, чаще всего его ждёт несколько этапов эволюции в плане качества картинки. Созданием таких копий занимаются так называемые scene-группы или warez-группы — организованные команды, специализирующиеся на распространении фильмов в сети и конкурирующие между собой.

[CAM] CAMRip
CAMRip — версия фильма, которая неизменно появляется первой и рассчитана на самых непривередливых зрителей. Эта копия обычно снята прямо из зала кинотеатра под каким-нибудь не самым удачным углом: в лучшем случае речь идёт о плохом качестве звука и картинки, в худшем — в кадр попадают выходящие в туалет зрители и другие отвлекающие от просмотра детали.

Именно от страха появления «камрипов» американские кинотеатры запретили использовать в залах Google Glass.

[TS] Telesync
TS-версию очень часто путают с CAMRip, потому что она также снимается в кинотеатре, однако делает её сам механик. Поскольку Telesync снимается прямо из его будки, такой вариант имеет два важных преимущества: прямой ракурс и звук, записанный непосредственно с оборудования, а не через микрофон.

[TC] Telecine
Морально устаревший и трудоёмкий тип копирования. Telecine — качественная цифровая копия фильма, сделанная с плёнки. Для её создания необходимо дорогое оборудование, да и повсеместный переход кинотеатров на «цифру» убил в TC всякий смысл.

Screener
«Оскаровские» утечки чаще всего называют именно так. Это копия с промо-диска фильма, которую распространяют среди академиков и партнёров. Привередливых зрителей такой вариант может отпугнуть «водными знаками», чёрно-белой картинкой или бегущей строкой с текстом: «Только для использования в качестве промо».

DVDRip, BDRip
«Рипы» — самый популярный способ распространения пиратских фильмов в сети. Это копии прямо с лицензионных дисков, почти без видимых потерь сжатые до достаточно скромных размеров в 6-16 гигабайт и запакованные в MKV — гибкий кроссплатформерный формат, который определяет не способ кодировки, а способ хранения видео, звуковых дорожек и субтиров.

BDRemux
Формат для пиратов, которые хотят получить максимальное качество картинки и звука. Это точная копия содержимого диска Blu-Ray без сжатия: отсюда и внушительный размер.

Что делать
Одним из первых шагов, которые необходимо предпринять киноиндустрии для борьбы с утечками — отказаться от использования трудно контролируемых DVD-дисков до премьеры. Например, вместо них рассылать академикам и партнёрам индивидуальные ключи для защищённого от видеозахвата просмотра в онлайне. Со временем к таким же мерам индустрия должна прийти и в отношении домашнего кино. В текущей ситуации как только завод печатает первые партии дисков, качественная копия фильма тут же оказывается в сети.

«Экранки» кинопроизводители в последние годы пытались победить с помощью 3D, однако формат пережил свой пик и «приземился» в нишу, привлекающую лишь часть зрителей блокбастеров. Панацеи от таких копий нет: так или иначе в каком-нибудь захолустном кинотеатре кто-нибудь ослабит бдительность.

Однако прошлогодняя громкая история с Sony Pictures только лишний раз подтверждает, что и «цифре» нельзя полностью доверять. Наоборот, хакерский взлом онлайн-кинотеатра или компьютеров киностудии может разом привести к гигантским потерям. Всё реже посетителям торрентов приходится смотреть картины в плохом качестве, потому что благодаря использованию «цифры» они всё чаще попадают в сеть сразу с хорошим изображением и звуком.

Конца в этой войне не видно, и она вполне может закончиться перерождением формата эфирного телевидения — бесплатного показа с рекламой, но уже в сети. Такие фильмы красть уже почти нет смысла.