Улыбка на десять копеек

2015-06-05 | 17:06 , Категория текст


Раньше я работала продавцом-кассиром в сети супермаркетов. Тем самым роботом в форменном фартучке и с приклеенной улыбкой. К сожалению, мы такие не потому, что бесчувственные куклы, а из-за корпоративных правил.

«Вы обязаны улыбаться всем покупателям». Даже если у вас плохое настроение, вы неважно себя чувствуете, если вас четыре раза подняли с обеда, буквально вытащив ложку изо рта, «потому что очередь собралась», даже если вас оскорбили или накричали на вас, вы всё равно обязаны улыбаться.

«Копейки при сдаче округляются в сторону покупателя». Замечательно. Да, есть определённый лимит, плюс-минус десять рублей в кассе. Если большой поток покупателей или не хватает злополучных монеток в кассе, от чего приходится округлять до 50 копеек, и при инкассации оказалось, что сдачи ты выдал на минус 20 рублей, то будь добр, щедрый кассир, заплати эти 20 рублей в пользу магазина!

«Вы обязаны говорить: „Спасибо за покупку“». Почему? Почему кассир, которая, как правило, первая поздоровалась, пересчитала товары, упаковала, дала сдачу, улыбнулась, в конце концов, должна ещё и спасибо сказать? За что? За то, что выбрали именно этот магазин? Блин, пусть директор стоит на выходе и говорит! А я убеждена, что это мне должны сказать спасибо за обслуживание. А я в таком случае отвечу: «Пожалуйста» или «Хорошего вам дня».

И ещё очень-очень много правил и жестов, которые ты обязан выполнять: спросить, нужен ли пакет, большой или маленький, один или два, свой или наш, продиктовать сумму, при необходимости повторить, объяснить каждому второму условия акции, рассказать про дисконтную программу (хотя в уголке на стенде написано то же самое)…

Нет смысла рассказывать про ворующее быдло, хамящих женщин и сварливых бабушек. Все знают про сверхобаятельных мужчин, которые годятся тебе в папы, но считают, что ты встанешь из-за кассы и тут же прыгнешь к ним в койку просто потому, что они тебе подмигнули, и подростков, которым очень хочется выпить, но вот год рождения никак не позволяет купить желаемое.

С пакетами вообще отдельная история: не виноваты мы, кассиры, что они не бесплатные. И не телепаты, чтобы знать, что второй у вас в сумке лежит. А по регламенту нельзя упаковывать в один больше нормы по весу. Если он у вас, упрямого, всё же лопнет, виновата буду я.

* * *

— Здравствуйте! Пакет нужен?
— Да.
— Большой или маленький?
— Да.
— Вам пакет большой или маленький?
— Да!

Упаковываю в два маленьких.

* * *

Парень хочет купить водку.

— Молодой человек, сколько вам лет? Покажите паспорт, пожалуйста.

Картинным жестом кидает паспорт на кассу:

— Мне 18!
— Извините, но крепкая алкогольная продукция отпускается с 21 года.

Обижается, обзывается и уходит.

* * *

Чтобы не сойти с ума и не озлобиться на покупателей, лучше выключить мозг и просто делать всё по регламенту. Ведь если каждому искренне и со всей душой будешь открываться, рано или поздно туда наплюют столько, что захлебнёшься.

Теперь я офисный планктон — на этой работе тоже есть свои плюсы и минусы. Но я всегда с трепетом вспоминаю, как мы порой всем персоналом задалбывались в супермаркете.