Стучим, братцы, стучим!

2015-06-06 | 03:18 , Категория текст


Сколько раз на этом сайте возмущались: «Не нравится — так сделай что-нибудь, напиши в инстанции!» Господа, я бы с радостью. Я бы хотела попросить жалобную книгу в кафе, где мне нахамила официантка, в магазине, где продали просроченный продукт и отказались его поменять, в поликлинике, где «врач» даже не попробовал задать вопросы. Я бы с удовольствием написала в ГИБДД о проблемах на дорогах или сообщила номера тех, кто постоянно гудит под окнами.

Но вот проблема: меня с детства приучили, что ябедничать нехорошо. Вы скажете, ерунда? Нет, не ерунда, а практически болезнь всей нации. Почитайте описания Европы или Америки русскими — постоянно присутствует фраза «очень развито стукачество». В России очень негативно относятся к звонкам в полицию из-за громкой музыки в пять минут двенадцатого или к подозрению человека, пришедшего к вам в гости, в воровстве. За рубежом это действительно нормально — постоянно улучшать качество жизни, донося свои претензии до кого необходимо. А у нас — жалобщик, ябеда, стукач… И эта советская фраза смешным голосом: «Пода-а-айте жалобную книгу!»

Что самое интересное, и в России жалобы помогают. Официанты становятся вежливее, получив втык от начальства, продавцы — предупредительнее, а права потребителей начинают волшебным образом выполняться. Я своими глазами видела, как те, кого мы называем скандалистками, за пять минут добивались искомого и спокойно уходили. Однако лучи ненависти, посылаемые жалобщику окружающими, и потраченные нервы очень часто не стоят той цели, к которой жалобщик так стремится.

Я не знаю, как от этого избавиться. Я не могу прийти к своим советским бабушке с дедушкой и сказать: «А мне сегодня в магазине пришлось книгу жалоб просить». Я даже не могу сказать это знакомым — либо засмеют, либо восхитятся, но начнут меньше доверять. И я не знаю, как бы я сама смотрела на себя в зеркало. Так что я просто благодарна, что есть замечательная штука — интернет, позволяющая высказывать критику анонимно и видеть потом, как что-то становится лучше.

Спасибо тем, кто заводит сайты своих заведений. До свидания тем, кто не заводит. Я действительно лучше буду ходить далеко в другое место, чем перевоспитывать людей или жаловаться на них вживую. И если вы считаете анонимные жалобы в интернете слабостью, то я с вами категорически не согласна. Надо вылезать из невозможности сказать вслух: «Нет, мне не понравилось». Надо, чтобы окружающие научились воспринимать это не как повод для смеха или нападку для себя, а как возможность стать лучше. И интернет — это прекрасное начало.