О деловых и мутных

2015-06-06 | 03:48 , Категория текст


Я предприниматель. Уже лет пять занимаюсь бизнесом, владею несколькими небольшими организациями. Считаю, что самую большую помощь в достижении текущего положения вещей мне оказали правильные и очень полезные книги. Не те, которые стоят на всех прилавках дорогих книжных магазинов и своими кричащими заголовками настойчиво пытаются убедить проходящего мимо нищего студента, что он завтра станет миллионером, а сугубо специфические. В их названиях обычно умомянуто что-то вроде «технологии эффективного управления кадрами малого предприятия» или ещё более узконаправленное «маркетинговые решения в сфере услуг». Хотя, не буду отрицать, люблю почитать экземпляры и с более эффектными названиями типа «Секреты самой крутой в мире компании».

Книги привык не читать, а слушать. Так удобнее и быстрее: в транспорте, в очереди, перед сном. Таким образом легко проглатываю пару книг в месяц. Чтобы мозг не кипел, перемежаю фантастикой, беллетристикой и историческими очерками.

Задолбали несколько типов людей.

Первые, узнав о роде моей деятельности, чуть ли не сразу же изрекают сокровенное: «О! Давай чё-нибудь замутим!»

Сейчас не девяностые, бизнес уже не «мутят». Его строят и просчитывают. Его отлаживают. Его, наконец, покупают или продают. «Мутят» в других структурах.

Со второго подобного человека я понял, что даже после объяснения вышестоящих сентенций дела я с ним иметь не буду: он абсолютно не понимает, что такое предпринимательство, какие цели преследуют предприниматели, с чего начинать, к чему двигаться. Ему кажется, что в моей скучной жизни не хватало только его, осведомлённого благодетеля, чей взор простирается выше и дальше моих обыденных стремлений и чьи гениальные идеи я прямо тут должен высоко оценить и взять в срочную разработку, однозначно приняв его в долю новой компании.

Вторые на первый взгляд кажутся умнее. Они задают вопросы. Иногда даже правильные: «А с чего ты начинал? Откуда брал деньги?» Мне не составляет труда рассказать. Я понимаю, что предпринимательство — штука полезная, потому как даже маленькая организация даёт рабочие места, платит налоги и, вы можете не верить, но увеличивает ВВП страны. Патриотизма во мне не очень много, но всё же хочется верить, что я сделал что-то полезное для России. Поэтому, коли с моей подачи станет ещё одним предпринимателем больше, всем будет только лучше!

Однако когда оказывается, что для начала неплохо бы прочитать с десяток книг, от всяких мотивационных до вполне конкретных, по маркетингу и менеджменту, начинается самое весёлое — от «Ой, я читать не люблю!» до «Спасибо, обязательно как-нибудь почитаю. Попозже». Я прекрасно понимаю, что напрягать седалищную мышцу, дабы оторвать бренное тело от телевизора и взять с полки книгу, оппонент не желает. Да какое оторвать — аудиокнигу можно скачать, даже не вставая с дивана, закинуть на телефон и слушать! Но тут выясняется, что человек плохо воспринимает книги на слух, ему обязательно нужно, «чтобы шуршало».

Я не понимаю, все вокруг — инвалиды по слуху? Или визуалы в крайней степени, которые информацию никак иначе, кроме как написанную, не воспринимают? 90% хороших книг в продаже не найти, хоть ты тресни. А в интернете — вот они, в аудио, в хорошем качестве, иногда даже под лёгкую расслабляющую музычку, чтобы проще усваивалось. Скачать — одна минута! Нет. Не могу. Не хочу. Отстань. Да будто я настаиваю!

Третьи отнимают больше времени. Они кажутся ещё умнее и ещё способнее к адекватному восприятию мира. Возможно, они уже пытаются заниматься бизнесом или хотя бы пытались. Задают более конкретные вопросы, относящиеся к окупаемости, бюджетированию или чему-то ещё. Я предлагаю составить бизнес-план. Но только не тот фигов листок с тремя цифрами, а нормальный бизнес-план, с чётким и подробным SWOT-анализом, с оценкой рынка, с финансовой частью страниц на семь… Кому предлагаю за деньги, кому за спасибо, но всем с обязательным условием: пишем вместе, реализуешь сам.

Месяц трудов — и бизнес-план готов. Отличный бизнес-план: с расставленными целями и приоритетами, с опрошенными потенциальными клиентами, с данными разведки по конкурентам, со всеми возможными в российской действительности рисками. Если бы меня интересовала данная сфера бизнеса, честное слово, сам бы взялся!

И что? Да хоть бы раз реализовали! Да хоть бы наполовину! Нет. Буду делать всё как раньше. И зачем было тиранить мой мозг целый месяц?

Все вышеописанные индивиды — летние цветочки на зелёной лужайке по сравнению с четвёртыми. Этих ненавижу ужасно. До ссор и раздора. До скрипа челюсти, когда пытаюсь заткнуться, чтобы не начать объяснять, куда им идти.

Они объясняют мне, как именно у меня что-то не получится.

Они предостерегают о грозящем завтра банкротстве.

Они передают известия с телевизионных просторов, где рассказывают о неудачах компаний, подобным моей.

Они рассказывают мне, что предпринимательство — это крайне сложно, и заниматься им способен лишь незначительный процент населения, остальные обречены всю жизнь работать.

Любые мои успехи для них преходящи и случайны.

Да-да, вы уже догадались: неудачи — постоянны и закономерны, и дальше будет только хуже!

Я пытался объяснить, что в предпринимательстве нет ничего особенного. Просто такой вид работы, когда задачи сверху никто не спускает, а приходится самому соображать, что бы такого сделать, чтобы увеличить прибыль или хотя бы сократить издержки. Распинался, что если человек в начале своего бизнес-пути занимается куплей-продажей, то это не «бездельник, ничего не производит, одни посредники кругом развелись!», а важное звено какой-нибудь торгово-промышленной цепочки. С жаром рассказывал, что рынок у нас не всегда заполнен предложением, и заниматься тем же, что и десять других организаций в городе, это нормально. Делился тем, что не всегда буду сам работать в компании, и это требуется только на первых этапах её роста, тут же объясняя, почему без меня оно не развалится…

Донести до их мозга, что предпринимателем может стать каждый, и для этого не нужно заканчивать Гарвард, ФИНЭК или школу с экономическим уклоном, почти нереально. Что для начала деятельности не нужны миллионы, дядя в Думе или богатые родители — тоже.

— Ты, наверное, просто очень умный?

Нет. Вполне обычный. Есть намного умнее.

— Ты, наверное, на всех сверху вниз смотришь?

Нет. Обычно смотрю. Гопников все не любят, а с хорошими людьми всегда хочется общаться.

— Тебя, наверное, деньги испортили!

Господи, какие деньги? При чём здесь деньги? Я их в глаза почти не видел, они вечно в обороте.

Я открыт. Я расскажу, как можно начать бизнес и не прогореть. Что читать, а что не читать. Как писать бизнес-план и как его реализовать. Даже как выбрать, чем заниматься! Но с каждым годом желания всё меньше и меньше: гораздо проще вас послать, всё равно вы никогда ничего не сделаете полезного. Идите «мутите чё-нибудь» друг с другом!

— Вот ты как зазнался!

Да, зазнался. Отвалите. Задолбали.