Пилот не пьян, не грохнет Ан

2015-06-06 | 22:56 , Категория текст


А меня, любителя авиации, задолбала уже чуть ли не культивируемая у наших сограждан боязнь летать. Долгое время я не мог понять причин этого странного явления, пока до меня не дошло: всё дело в банальной безграмотности.

Я сейчас говорю не про набившую всем оскомину статистику, согласно которой самолёты — самый безопасный вид транспорта. Я про общее непонимание, что представляет собой авиаиндустрия. Причина такой безграмотности тоже проста: с автомобилями человечество знакомо уже полторы сотни лет, а авиатранспорт для нас ещё относительно в новинку. Но иногда желание наших сограждан навязать себе ощущение, что они в дикой опасности во время полёта, становится прямо маниакальным.

Простой пример: перелёт из Москвы в Питер. Перед вылетом была большая задержка из-за какой-то проблемы на полосе в Москве. Когда сели, пришлось долго ждать автобус. Понятно расстройство людей: вместо обычных полутора часов летели почти три. Вы хотите этим поделиться. Но зачем ты, дама, звонишь своим родственникам и рассказываешь им о том, на каком корыте мы летели и как этот агрегат чуть не развалился в воздухе? Это Ан-148 — корыто? Самолёт, разработанный в 2004 году, эксплуатация которого началась в 2009-м? Судну, на котором ты летела, от силы три года. Это максимум! А выглядит оно поинтереснее иных Боингов и Аэробусов. Что тебя в нём смутило? То, что он маленький? Что ты тогда скажешь про Learjet? А это вообще элитный самолет.

И так во всём. Начинаю приводить пример, насколько небезопасно ездить на машине. Сразу аргумент: когда едешь на машине, ты ещё что-то можешь сделать, а на самолёте от тебя ничего не зависит. Начнём с того, что самолет обслуживают и проверяют так, как ни одну машину. Вы даже не представляете, что можно так следить за техническим состоянием своего автомобиля. Почему? Потому что лётчики тоже люди и тоже хотят жить. А вот историй о том, как люди ехали с недозакрученными колёсами по трассе, я наслушался предостаточно — и это только от своих знакомых.

Самое главное — кто за рулём/штурвалом. Думаю, всем понятно, как готовят пилотов, тестируют и проверяют. Отмечу только, что пилота учат действовать в аварийных ситуациях, проверяют его психологическую устойчивость, и он получает достаточно подробные сведения о той машине, на которой летает. Просто так пересадить пилота с одного Боинга на другой нельзя, если только производитель не заявил, что это возможно. Вы скажете, что любые нормы у нас нарушаются. Согласен, и не только у нас. И история авиакатастроф это подтверждает. Но после каждой такой катастрофы детальнейше разбирают причины, которые зачастую влияют на правила и технику безопасности авиаиндустрии по всему миру.

А теперь сравним с автомобилем. Как у нас получают права? 32 часа наката, полчаса вождения на экзамене — и права у тебя. Никто вообще не следит, в каком состоянии водитель садится за руль (только если ГИБДД поймает его в пьяном виде до того, как он кому-нибудь жизнь сломает). Никто не проводит обязательную контраварийную подготовку водителей, никто не проверяет их психологическую устойчивость в стрессовой ситуации. Возраст — от 16 и до бесконечности, усталость — по закону нельзя, но кто отследит? Вы всё ещё уверены, что безопасность за рулем зависит только от ваших действий? Почитайте обстоятельства последних нашумевших аварий, и вы поймёте, что это не так. А если вы вообще пассажир в автомобиле, что от вас зависит?

И последнее — наши любимые СМИ. Каждая аварийная посадка самолёта, которая не представляет вообще никакой опасности для пассажиров, освещается в прессе. Каждая катастрофа — тем более. Из-за этого у людей впечатление, что везде постоянно падают самолёты. Представьте себе, что наравне с этим новостями рассказывают о каждой аварии на дорогах. Да у вас волосы дыбом встанут от их количества!

Я всё это к чему: конечно, путешествие на самолёте сопряжено с риском. Но этот риск не больше того, которому мы подвергаемся ежедневно на улицах, на машинах, в метро. Не надо создавать культ боязни полётов. А то задолбали молящиеся, пьющие для успокоения нервов и ругающиеся на воздушные ямы соседи. Я в самолёте отдыхаю.

Желаю вам приятных полётов!