Один за всех. 15 лиц Сергея Безрукова

2015-05-22 | 15:08 , Категория фото


Было время, когда Сергей Безруков светился в каждом втором фильме, но в последний год с его участием не вышло ни одного фильма – и мы заскучали. Давайте вспомним совместно с сайтом film.ru 15 лучших его киноролей, ведь, как бы по его поводу ни шутили, Сергей Безруков и правда прекрасный актер.

Китайскiй сервизъ (1999) - Купец Сидихин

Как бы банально это ни звучало, но актерство в судьбе Сергея Безрукова было предопределено. Родившийся в семье актера, с детства проявлявший талант к рисованию и пению, Сергей очень скоро определился с выбором профессии и уже в 20 лет стал актером Театра под управлением Олега Табакова. С театральных подмостков путь в большое кино был неизбежен, поэтому молодого Безрукова можно видеть сразу в нескольких теле фильмах начала 90-х, но широкий зритель познакомился с актером в 1999 году благодаря авантюрной комедии «Китайскiй сервизъ» Виталия Москаленко. Фантастический актерский ансамбль, в который входили Олег Янковский, Сергей Никоненко, Владимир Меньшов, Богдан Ступка, Анна Самохина, казалось бы, не должен был оставить своему молодому коллеге ни одного шанса, однако Сергей в роли заигравшегося в карты купца не только не затерялся, но и закрепился в глазах зрителей в узнаваемом образе, который будет визитной карточкой актера на долгие годы вперед.

Азазель (2002) - Бриллинг

Сколько бы экранизаций романов Бориса Акунина у нас ни снимали, все они страдают одной и той же загадочной хворью: второстепенные герои в них оказываются ярче, энергичнее и даже порой симпатичнее Эраста Фандорина, непременного главного героя. Перенос на большой экран первой книги «фандоринианы» не стал исключением, исполнитель главной роли Илья Носков пропал за силуэтами Сергея Чонишвили, Олега Басилашвили и Марины Нееловой. Более других же в «Азазеле» усердствовал Сергей Безруков, сыгравший начальника Фандорина. Балагур и весельчак, окутанный флером тайны, Бриллинг очаровал зрителей, а Безрукова зарекомендовал актером, склонным сметать на своем пути к признанию любых партнеров в кадре.

Бригада (2002) - Саша Белый

«Наутро он проснулся знаменитым» – это в случае Безрукова, конечно, о «Бригаде». Единственный на то время российский сериал, повторная трансляция которого на канале «Россия» началась на следующий день после выхода в эфир последней серии, сделал звездами всех, кто принимал в нем участие. Но даже в столь ярком коллективе всегда находится предводитель, и главные лавры, конечно, достались Сергею. На долгие годы образ «русского крестного отца» Саши Белого преследовал Безрукова, избавиться от криминального флера актеру оказалось совсем не просто. Но, нужно признать, сила воли и характер Сергея Безрукова способны на свершения, которые под силу немногим, – не желая оставаться на порочной криминальной волне, актер навсегда отказался от отрицательных ролей, лишь раз затем мелькнув в эпизоде «Боя с тенью» в образе Белого. Именно поэтому Сергей не появился в «Бригаде 2», слово надо держать.

Участок (2003) - Кравцов

Словно в противовес «Бригаде» следующей большой ролью Сергей выбрал для себя работу в телесериале «Участок», комедийном детективе, этаком современном «Анискине». Если внутри актер давно сделал вывод в пользу положительных героев, то зрителей в таком выборе еще нужно было убедить – и «Участок» справился с этой задачей блистательно. Обаятельный участковый Павел, да с красавицей женой, да с милахой-собакой – устоять перед таким было решительно невозможно. Рейтинги «Участка» пробивали потолки рекордов Первого канала, ввели моду на «жизненные сериалы» на ТВ и послужили стимулом для развития индустрии. А Безруков? Сергей стал одним из самых любимых милиционеров в истории отечественного кино. Форменная фуражка ему к лицу.

Московская сага (2004) - Василий Сталин

В грандиозной от названия до актерского ансамбля телевизионной «Московской саге» Безрукову досталась далеко не самая главная роль, однако, в отличие от многих своих коллег, Сергей играл персонажа реального – Василия Сталина. Документальность героя накладывала на актера определенную ответственность, но Сергей давление выдержал, сыграл не просто наслаждающегося вседозволенностью сына вождя, но человека, искренне увлеченного делом, за которое взялся, энергичного спортивного энтузиаста. Сериал, состоящий из 22 эпизодов, с успехом демонстрируется на ТВ и по сей день, зрители с любовью относятся к героям «Саги», даже к таким неоднозначным, как сын Сталина, сыгранный Сергеем.

Есенин (2005) - Сергей Есенин

Роль Василия Сталина в «Московской саге» словно открыла ящик Пандоры – в карьере Безрукова начался период, когда актер стал играть едва ли не исключительно реальных исторических персонажей. Первой главной ролью в такой ипостаси стала работа над образом Сергея Есенина. К съемкам в этом многосерийном телефильме Безруков шел все предыдущие годы – русский поэт был не только любимым автором Сергея, само имя свое он получил в честь Есенина. В отличие от предыдущих картин, в которых участвовал Безруков, «Есенин» подвергся жесткой критике и со стороны зрителей, и со стороны историков, ведь сериал рассматривал гибель поэта через призму конспирологической версии убийства. Как бы то ни было, Сергей исполнил свою мечту, прочитал с экрана несколько любимых стихотворений Есенина.

Мастер и Маргарита (2005) - Иешуа

О «проклятии» экранизации «Мастера и Маргариты» актеры не очень любят распространяться. Говорят, что довести до конца съемку любой интерпретации великого произведения Михаила Булгакова – это практически невозможный труд. Владимиру Бортко снять десятисерийную телеверсию удалось, блистательный набор актеров, точное следование букве романа и масштабные съемки свое дело сделали. Однако если к основной части актеров претензий у зрителей не было никаких, то Безруков, выступивший в образе Иешуа Га-Ноцри, подвергся некоторой критике, что неудивительно, ведь Сергей «замахнулся» на святое, на роль Бога. Сам актер, впрочем, крайне серьезно воспринял свою небольшую роль и выложился по полной программе, чем критикам, несомненно, запомнился.

Пушкин. Последняя дуэль (2006) - Пушкин

Прошло совсем немного времени после того, как Сергей исполнил роль Иешуа, а актер уже замахнулся на «наше все» – Александра Сергеевича Пушкина. Фильм Натальи Бондарчук «Последняя дуэль» рассказывает о последних днях жизни великого русского поэта, его ранении на дуэли, скорой смерти и расследовании этого печального происшествия. Безрукова, безусловно, можно накрасить гуталином и выдать за потомка эфиопов, однако актер посчитал, что визуальное сходство – это не самое главное. Главное – это его чувство прекрасного, понятие чести и достоинства, а уж с этим вызовом Сергей справиться мог без каких-либо особенных проблем. Интересно, что Пушкина Безрукову пришлось сыграть не единожды, еще до «Последней дуэли» актер был задействован в постановке «Александр Пушкин», так и не добравшейся до большого экрана, впоследствии же Сергей сыграл «наше все» еще и в сериале «Одна любовь души моей» и телефильме «Гоголь. Ближайший».

Ирония судьбы. Продолжение (2007) - Ираклий

Новый 2008 год зрители отметили торжественным походом в кинотеатры на продолжение самой праздничной картины на нашем ТВ – «Иронии судьбы». Новая история, рассказанная Тимуром Бекмамбетовым, должна была объединить два поколения актеров – тех, кто пристегивался простынями в 1976 году, с теми, кто популярен сейчас. С популярностью Сергея Безрукова тогда мог сравниться только Константин Хабенский, они-то и разыграли роли Жени и Ипполита нового тысячелетия. Конечно, душевности и внутренней теплоты новому фильму явно недостает, но это не беда актеров, скорее это режиссерские проблемы. Герой Безрукова здесь уверенный в себе человек, привыкший жить по правилам и расписаниям. С ним надежно, тепло и есть уверенность в завтрашнем дне, но разве женщины этим руководствуются? Им подавай алкоголика из Москвы…

Адмиралъ (2008) - Генерал Каппель

Биографическая картина о жизни и смерти руководителя белого движения Александра Колчака снова свела вместе Безрукова и Хабенского, но теперь не в малоснежном Петербурге, а на бескрайних просторах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Снова у Сергея роль реальной исторической личности, снова грим и трагическая гибель героя в финале. Сконцентрированная на отношениях Колчака с гражданской женой картина не позволяет в полной мере раскрыться персонажу Безрукова, но и не заметить актера в кадре нельзя – офицерский мундир и шинель Сергей в кадре всегда носит с особым достоинством. Какой бы критике ни подвергалась историческая основа фильма, зритель проголосовал за «Адмирала» рублем, фильм входит в десятку самых кассовых российских кинолент.

Каникулы строгого режима (2009) - Сумрак

По нашему топу может сложиться впечатление, что роли Сергея – это исключительно серьезные исторические персоны и ни капли юмора. Это не совсем так, комедии Безруков любит, другое дело, что выдающихся, да и просто заметных среди них не так уж и много. «Каникулы строгого режима» мы выделили по нескольким причинам. Во-первых, в кадре здесь воссоединились «бригадовские» Саша Белый и Космос, соответственно Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев. Во-вторых, это одна из немногих лент, которые могут со всей ответственностью занести в свой актив настоящее народное признание. Наконец, Сергей здесь просто неподражаем – если какой-то образ и способен смахнуть из памяти все предыдущие, то это нелепый вид перевоспитавшегося преступника, некогда известного под кличкой Сумрак.

Высоцкий. Спасибо, что живой (2011) - Высоцкий

Выход в прокат биографической картины Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» сопровождался сумраком тайн и туманом интриги, до последнего момента от зрителей скрывалось имя актера, исполнившего роль знаменитого советского поэта и музыканта. По словам создателей фильма, сделано это было для того, чтобы зритель абстрагировался от шлейфа образов, тянущихся за актером, и сосредоточился на Высоцком. В большой мере это удалось, хотя черты Сергея Безрукова местами проступали даже через силиконовый грим, использованный в картине. Какие-то претензии по качеству фильма к актеру предъявлять здесь бессмысленно, создатели увлеклись воссозданием облика певца и атмосферы времени, растеряв по дороге душу. Шедевром картина не стала, хотя и смотрится с живым интересом до сих пор.

Матч (2012) - Николай Раневич

Вышедшая в прокат весной 2012 года историческая драма «Матч» режиссера Андрея Малюкова преследовала две цели: фильм должен был стать подарком ветеранам к очередному Дню Победы и одновременно рассказать о драматической странице в истории советского спорта накануне европейского чемпионата по футболу, проходившего в тот год в Украине. Обе задачи были выполнены, хотя и не без огрехов, военная составляющая фильма получилась пресной и натянутой, а футбольная часть, хоть и была снята с любовью к игре, оставляет желать лучшего. Сергею в этом фильме досталась главная роль вратаря Николая Раневича, что выглядит несколько странно, учитывая совсем не вратарский рост Безрукова. Списать это можно лишь на то, что спорт в картине – это только одна из сторон тяжелой военной жизни, отнюдь не самая главная.

Джентльмены, удачи! (2012) - Смайлик

После шумного треска, с которым в прокате провалился покадровый ремейк «Кавказской пленницы», позор (а иного слова и не подобрать) современного варианта «Джентльменов» не выглядит такой уж большой катастрофой. Да, картина получилась пустой, да, в ней нет того юмора и душевности, которые в изобилии присутствовали в оригинальной картине, но новые «Джентльмены» хотя бы разыграны с претензией на оригинальность. Главная роль в картине досталась как раз Сергею. Даже две роли – Безруков играет и рецидивиста Смайлика, и детского аниматора Лешу. Действие переместилось из среднеазиатской пустыни в Египет и с подмосковных дач в питерские коммуналки. Полагаем, Сергей и сам не любит вспоминать этот свой опыт, но мы решили упомянуть о нем, держа в уме смелость актера – вед конкурировать ему пришлось с легендарным Евгением Леоновым. Тут уступить совсем не стыдно.

Золото (2012) - Гордей Брагин

Сейчас Сергею Безруков уже за сорок, и на роли энергичных подростков актер соглашаться перестал, куда ближе ему теперь образы, которые может в бесчисленном количестве предоставлять русская литература. Образы крепких русских мужиков, хозяев земли русской. Экранизация романа писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка «Дикое счастье» – это тот проект, в котором Сергей ощущает неиссякаемый источник для последующих работ. Фильм рассказывает о сибирском купце, чью жизнь переворачивает столкновение с коварным металлом, сводящим с ума. За время действия картины главный герой переживает всю гамму эмоций – это настоящий подарок для актера. Увы, зрители не смогли в полной мере оценить ленту, неуверенный прокат оставил картину за пределами уральских и сибирских городов. Оценить, насколько колоритен Сергей в картузе и с бородой, смогли немногие, а жаль.