Высшая мера образования

2015-06-07 | 17:22 , Категория текст


Я преподаю в одном из столичных университетов. В последнее время меня очень сильно огорчают студенты, и я всерьёз думаю, что это хорошая идея — сделать всё высшее образование в России платным.

О том, что в школах учат всё хуже и хуже, говорят много и часто. Согласна, это плохо, но ситуация далека от катастрофической. Если родители хотят подготовить любимое чадо к высшей школе, у них есть много способов: можно нанять частного репетитора или отправить ребёнка на подготовительные курсы при университете, можно заниматься самим, купив соответствующую литературу и учебники, можно записать ребёнка в секции и кружки по профильным для поступления и обучения предметам. Выбор и варианты есть всегда, надо только захотеть.

Но родители сегодняшних школьников и завтрашних выпускников почему-то ничего делать не хотят, зато пребывают в твёрдой уверенности, что за них всё сделает государство во главе с министром образования. Говоря проще, рассчитывают на халяву и на авось, зато при этом не забывают на каждом углу говорить не самые лестные вещи о российской системе образования. Складывается абсурдная ситуация: дядя министр плохой, но он нам должен обеспечивать светлое будущее. Да, он должен, потому что он министр, но он не будет, потому что он плохой (вы же сами так сказали). В результате баллы большей части школьников находятся в районе 150–170 за три предмета, то есть по факту школу оканчивают двоечники, потому что в классической (и правильной, а не подогнанной под очень «умных» российских школьников) 100-балльной системе оценка «3» начинается с 60 баллов. Так что если у абитуриента в сумме меньше 180 баллов, по-хорошему, в университете ему делать нечего, учить его за счёт средств федерального бюджета — тем более неправильно. Мальчик, ты плохо учился в школе, но хочешь «вышку»? Окей, но пусть твои папа и мама заплатят в кассу.

Низкие баллы ЕГЭ — это только первая проблема. Так как большинство родителей выпускников уверено, что в университетах все бюджетные места куплены, а за тех ребят, у которых высокие баллы ЕГЭ, тесты писали другие дяди (вместе с министром, наверное), родители решают подстраховаться: всеми силами стараются сделать так, чтобы их ребёнок поступал вне конкурса. Вы не поверите, но в 2012 году несколько родителей пытались убедить нашу приёмную комиссию, что их семнадцатилетние дети — это дети Чернобыля.

Количество поддельных справок об инвалидности растёт с каждым годом. Если же справка об инвалидности настоящая, то очень часто возникает другая абсурдная ситуация: родители ни в какую не соглашаются признать, что их ребёнок-инвалид не сможет работать по специальности (и признаюсь честно, он вообще вряд ли закончит университет из-за проблем со здоровьем). «Моему ребёнку положена по закону льгота при получении высшего образования, поэтому будьте любезны обеспечить», — так родители говорят в мягкой форме; грубую форму приводить не буду, потому что это нецензурно.

Возвращаясь всё к тому же плохому министру — вы понимаете, родители абитуриентов, что подделывая документы для приёмной комиссии и отбирая у действительно способных и достойных ребят право на бесплатное образование в угоду своей жадности, злости, эгоизму (я даже слово подобрать не могу), вы тоже становитесь плохими? Или вам можно, а министру — нет? И ещё: вы осознаете, что ваш ребёнок знает о ваших махинациях и воспринимает это как само собой разумеющееся явление?

Отдельный вопрос — психологическая подготовка ребёнка к высшему образованию. Мало кто из родителей объясняет детям, что такое университет, как проходит процесс обучения, как нужно себя вести с одногруппниками и преподавателями и, главное, зачем конкретный университет и конкретная специальность нужны ему. Вам смешно или грустно, но есть родители, которые отправляют своего ребёнка в другой город, даже не научив его готовить. С их точки зрения, психологическую поддержку абитуриентам должен обеспечивать сам университет, потому что, во-первых, мы (преподаватели) и так должны были изучать психологию, а во-вторых, мы же ближе к их детям.

Что мы имеем в сухом остатке? Среднестатистический первокурсник не отличается умом и сообразительностью, совершенно не понимает, куда и зачем он поступил, но заранее настроен на то, что в университете всё продаётся и покупается. Добавьте к этому неуёмное желание весёлой студенческой жизни и захватывающих приключений, а также отдалённость от родителей (если студент иногородний). В итоге мы получаем существо, которое абсолютно неуправляемо и необучаемо. И я не считаю, что Россия должна тратить на это нечто деньги честных налогоплательщиков.