Рисующие и рисующиеся

2015-06-08 | 05:15 , Категория текст


Приветствую всех студентов художественных вузов, которые считают, что здесь их научат рисовать. Сейчас ваша картина мира пошатнётся.

У художественных вузов две большие беды — самодовольные преподаватели и неучи. Первые ещё не стряхнули с себя блёстки богемной молодости, когда они считали себя перспективными художниками. Но так как их шедевры никому не приглянулись, они пошли преподавать, чтобы совсем не умереть с голода. Здесь и зависть к молодым и талантливым, и ничем не подкреплённое высокомерие, и пренебрежительное деление на гениев и ремесленников. Этих людей по-своему жалко: они несчастные, нереализованные, ненавидят себя за провал в прошлом, но отыгрываются на тех, кто не может дать отпор. Мужчины очень любят унижать студенток и говорить, что они на большее, нежели мешать краски и устанавливать мольберт мужчине-творцу, не способны, что они все априори бездарны и что раз мир живописи не сотрясают громкие женские имена, то ни одной из нас никогда ничего не светит. У женщин примешивается ненависть ко всем представителям своего пола и откровенное подыгрывание редким студентам-парням. Но они не являются такой серьёзной бедой, так как за всей этой желчью стоит человеческая трагедия. Мы научились не слушать их слова не по теме занятия, а впитывать только полезные сведения, которые довольно часто проскальзывают в потоках грязи.

Куда большая беда — неучи. Есть самоучки, которые до поступления старались своими силами вникнуть в будущее ремесло и как могли учились, хотя без руководителя это очень сложно. И таких людей я уважаю, которые движутся к цели несмотря ни на что. А есть неучи. Обычно это девочки, которые срисовывают анимешных героев или принцесс в конце тетради, тем самым зарабатывая себе в школе репутацию умеющих рисовать. На изобразительном искусстве они тоже получают хорошие оценки, а вот МХК прогуливают: зачем им знать направления в живописи? По каким-то причинам они не ходили в художественную школу, где их научили бы построению, перспективе, азам анатомии, рассказали бы, как смешивать цвета, накладывать краски, поделились бы тайной: для получения нужного красного цвета надо смешать несколько, в том числе и зелёный. Более того, они пренебрегли репетитором и даже подготовительными курсами, которые обычно есть при любом серьёзном вузе. Тем не менее, они избирают рисование как своё будущее призвание и собираются поступать.

Недобрав баллов на основных испытаниях и повеселив комиссию своими бравыми попытками натянуть холст на другую сторону планшета, они проходят благодаря высоким баллам по непрофильным предметам (ну, или благодаря большой удаче). Поступив, неучи присасываются к тем, кто потратил много лет на обучение, постоянно задают вопросы, отвлекают, требуют, отнимают время у преподавателей, доводят их до белого каления и в результате вызывают грозу на всю группу. Самое печальное — то, что они не понимают, что делают что-то не так. Ведь они поступили сюда для того, чтобы их научили рисовать, а не для развития уже полученных знаний.

Поэтому я обращаюсь ко всем неучам. И тем, что поступают на филологию без знаний английского и русского, просто потому, что больше некуда, и тем, что поступают на технические специальности, потому что там много будущих женихов, и тем, что поступают на медицину, потому что хотят быть похожи на доктора Хауса. В высшем учебном заведении вас не будут учить ничему тому, что вы уже должны знать. Когда вы выбираете, где вам получать высшее образование, то идите на ту специальность, в которой вы хороши и которой хотите овладеть в совершенстве. Не тратьте время своих однокурсников и преподавателей.