Пять лет пустой голове

2015-06-09 | 03:00 , Категория текст


Я руковожу дипломными работами уже третий год, и меня не меньше вашего, студенты, задолбал увлекательнейший квест под названием «напиши и защити диплом». Задолбал, потому что поведение студентов-выпускников в абсолютном большинстве случаев выходит за все рамки приличия. Вы считаете, что вы хорошо работаете над дипломом, а руководитель лентяйничает? Ну что ж, я вам расскажу, как на самом деле 80% из вас пишут диплом.

Всё начинается в конце четвёртого курса с распоряжения завкафедрой: до начала летней сессии каждый дипломник должен выбрать себе руководителя. Начало отличное, но беда в том, что при выборе преподавателя вас интересуют только два вопроса: у кого проще написать диплом и с кем вы не поссорились за четыре года учёбы. При этом самое главное в дипломной работе — её тема и квалификация дипломного руководителя — вас не волнует даже близко.

Пятый курс начинается с нового распоряжения: до конца сентября должна быть сформулирована тема дипломного проекта. Вы идёте к руководителю и честно признаетесь: у вас идей нет, но вы готовы написать диплом на любую тему. Руководитель оказывается в щекотливой ситуации. С одной стороны, сложную тему он предложить не может, потому что вы её не потянете. С другой стороны, простую тему не пропустит завкафедрой. В итоге руководитель формулирует нечто, что абсолютно никому не понятно и может быть трактовано как угодно.

Руководитель предлагает вам, пока идёт первый семестр пятого курса, подобрать литературу к диплому и составить его план. Вы соглашаетесь, обещаете всё сделать в ближайшее время и не делаете ровным счётом ничего. Почему? Ну как — вы же учитесь, работаете, да ещё и личная жизнь есть. А к дипломному руководителю тем временем приходит ответственный за преддипломную практику на кафедре и просит написать для вас задание. Написать задание на преддипломную практику, не имея плана диплома, невозможно в принципе, поэтому руководитель, тяжко вздыхая, садится и пишет план за вас, в качестве бонуса подбирая вам литературу.

Наступает январь, вы сдаёте последнюю в своей жизни сессию, а через месяц — госэкзамен. Потом вы исчезаете на четыре недели на преддипломную практику. Причём хочу подчеркнуть: на практику вы идёте туда, куда хотите вы, а не куда вас готов направить университет. Фактически, именно с преддипломной практики вы начинаете работать по-взрослому, целый день с 9 до 6. Естественно, времени на диплом (равно как и желания) у вас нет. Но месяц проходит, и дипломный руководитель начинает вас искать: вам нужно поставить оценку за практику, а отчёта по практике нет. Вы обещаете прислать завтра по почте, но присылаете только через три дня. Ваш отчёт повергает дипломного руководителя в шок: это работа троечника-первокурсника, которая никак не тянет на первую главу диплома. Руководитель пишет развёрнутое письмо с перечнем всех замечаний и, скрепя сердце, ставит вам за практику четвёрку.

Два месяца — апрель и март — вы «усердно» трудитесь над дипломом. Свободными от основной работы вечерами и ночами вы ищете информацию в интернете, слегка её обрабатываете и отсылаете руководителю. Эти письма счастья приходят в лучшем случае раз в неделю, в худшем — раз в две недели. Из вашего 10–20-страничного опуса по существу нет ничего, одна вода, но вы считаете, что это не просто диплом, а Диплом с большой буквы. Вначале руководитель пытается вам объяснить, в чём вы не правы, что нужно исправить и переделать, но очень быстро терпение руководителя иссякает: вы игнорируете все замечания и с упорством, достойным лучшего применения, продолжаете искать свой диплом на просторах интернета.

И вот наступает июнь. Через две недели защита, и на вас вдруг снисходит озарение: ваш диплом никуда не годится. Вы бежите к руководителю и сообщаете, что взяли отпуск на работе и теперь готовы ежедневно встречаться и работать, работать и ещё раз работать. Руководитель и рад бы, но вот незадача: в июне у остальных студентов сессия, а ваш руководитель — их преподаватель, и из-за вашей безалаберности он ну никак не готов бросить своих студентов на произвол судьбы. В итоге вы вынуждены буквально жить в университете, проклиная всех и вся, руководителя — в первую очередь.

Всеми правдами и неправдами диплом в итоге готов. Но вам нужна важная бумажка — отзыв научного руководителя. Руководитель его пишет, а в конце в графе «рекомендуемая оценка» ставит «удовлетворительно». Вы в бешенстве: какого чёрта, я же так работал?! Вы звоните вечером руководителю на мобильный и на повышенных тонах высказываете всё, что о нём думаете, но менять свою оценку руководитель отказывается.

Буквально на бровях от злости вы приходите на предзащиту. Комиссия задаёт вам два-три вопроса чуть глубже, чем положено. Вы путаетесь в ответах, несёте полную чушь, и всем очевидно: на защите вас лучше не спрашивать ни о чём.

Вас и не спрашивают. Задают те самые два-три вопроса для приличия и отпускают. Через неделю вы получаете диплом.

Так что, господа, это именно из-за вашего безалаберного поведения актуальность вашей же дипломной работы не то чтобы на нуле, а вообще в минусе. По-хорошему, ваши «труды» надо не в архив сдавать, а уничтожать сразу же после защиты. А дипломного руководителя, завкафедрой и всех членов комиссии — отправлять в санаторий, потому что вы их нереально задолбали!