Последний шедевр "советской школы"

2015-06-09 | 17:40 , Категория фото


Прежнего ЗИЛа фактически не существует. Вероятно, в 2015 году, несмотря на протесты, в Москве будет снесен последний корпус легендарного автозавода. Но осталось огромное наследие, и наш рассказ — о "финальном аккорде", уникальном вездеходе ЗИЛ-4972.

Об этом автомобиле существуют два распространенных заблуждения — что он является модификацией обычного ЗИЛ-130 и что эту машину заказало МЧС. На самом деле с ЗИЛ-130 (а точнее — с постперестроечным ЗИЛ-4331) этот вездеход роднит, грубо говоря, лишь кабина, а корни его биографии следует искать не у эмчеэсников, а в аэрокосмической отрасли.

История появления

Большинство источников начинают историю этой модели с 1992 года, когда Министерство чрезвычайных ситуаций якобы заказало ее на ЗИЛе. Но история началась раньше, с письма замминистра гражданской авиации А.М. Горяшко, который в ноябре 1989 года обратился к гендиректору ЗИЛа Е.А. Бракову: "Учитывая опыт создания Вашим предприятием поисково-спасательного комплекса для ЕГАПСС СССР, прошу Вас рассмотреть вопрос о создании в 1990 году образцов пассажирской и грузовой поисково-спасательных машин для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и возможности их серийного производства начиная с 1991 года при ежегодном объеме производства 250–300 машин".

О каком таком "поисково-спасательном комплексе для ЕГАПСС СССР" говорит чиновник? Конечно же, о легендарной "Синей птице", разработанной в зиловском СКБ под управлением В. А. Грачёва для эвакуации космонавтов, приземлившихся в труднодоступном районе. Если сказать простыми словами, гражданской авиации потребовалась похожая машина — пусть попроще, сухопутная, но с высокой проходимостью. Ведь с обычными самолетами тоже случаются неприятности.



ЗИЛ-4972 (справа) и Зил-49061 "Синяя птица" (слева)

В приложении к письму пояснялось, что нужно две машины — легковая и грузовая. Легковая должна перевозить до 25 человек, а грузовая должна быть оборудована краном, поднимающим до 3,4 т и иметь грузоподъемность не менее 4 т. Обе машины должны иметь возможность транспортировки самолетом Ил-76 и вертолетом Ми-26. Заказчик указал и максимальную цену, которую готов заплатить за каждую машину, — 55 000 рублей.

Деньги были неплохие, а заказ интересным, но времена для завода наступали сложные, поэтому для обеспечения рентабельности нужен был еще как минимум один серьезный заказчик. Заводчанам повезло — перспективными вездеходами заинтересовались в Минэнерго СССР. В январе 1990 года директор ЗИЛа получил еще одно письмо, в котором энергетики просили разработать и запустить в этом же году (!) вездеход, подходящий для создания и обслуживания линий электропередач, то есть для перевозки стройматериалов и бригад, задействованных в этих работах.

А госкомитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС, ныне МЧС) подключился к проекту только в начале 1992 года, утвердив технические требования для своей версии вездехода — машины для аварийно-спасательных частей. К этому моменту концепция этой модели уже сложилась, а наличие нескольких заказчиков предопределило создание целого ряда модификаций, и в итоге были разработаны: пассажирский автомобиль (ЗИЛ-497200), грузовик с портальным краном от "Синей птицы" (ЗИЛ-497201), грузовик с однорядной кабиной и краном-манипулятором за кабиной (ЗИЛ-497202) и такой же, но с манипулятором на "корме" (ЗИЛ-497204), а также грузопассажирская 7-местная машина с двухрядной кабиной и манипулятором, расположенным за ней (ЗИЛ-497205).

Как он сделан

При взгляде на эту машину возникает впечатление, что разработчики сделали всё возможное, чтобы она никак не выдавала своей выдающейся "начинки". Действительно, она похожа на модификацию обычного "зилка", разве что только разнесенные колеса средней и задней оси привлекают внимание... То-то и оно! С обычным ЗИЛом эта машина не имеет почти ничего общего.

От серийного грузовика ЗИЛ-4331, пришедшего на замену знаменитому ЗИЛ-130, трехосный вездеход получил два варианта кабины (однорядную для пассажирского варианта и двухрядную для грузовика), а также силовой агрегат — дизельный двигатель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с и 9-ступенчатую КПП ЗИЛ-4421. Все остальные элементы трансмиссии, подвески и ходовой части вездеходу подарил ЗИЛ-4906, то есть легендарная "Синяя птица". Получился, если хотите, ее облегченный, упрощенный и лишенный возможности плава, но в высшей степени проходимый вариант.

Для синхронизации с узлами "донора" передаточные числа в коробке пришлось изменить, а в совокупности унаследованная трансмиссия включала: КПП, "раздатку", бортовые и колесные редукторы, а также карданные передачи. Рулевое управление имело два гидроусилителя, рассчитанные на поворот колес передней и задней осей, и механизм запаздывания поворота осей. Точно так же, как на "Синей птице", на ЗИЛ-4972 при движении по мягким грунтам колеса задней оси шли практически по траектории передних, что обеспечивало проходимость, недостижимую вездеходами с одной управляемой осью.

В оснащении имелся предпусковой подогреватель, которым можно было обогреть кабину при неработающем двигателе и электрофакельное устройство. Пассажирский отсек обогревался отдельным отопителем и имел плиту для подогрева пищи. В переднем бампере была смонтирована лебедка самовытаскивания, приводящаяся карданным валом от коробки отбора мощности. Система электрооборудования делилась на две подсистемы — одна, напряжением 12/24 В, обеспечивала двигатель, а вторая (24 В) — дополнительные потребители. Каждая подсистема имела по две аккумуляторные батареи.

Как он едет

В ходе многочисленных испытаний ЗИЛ-4972 показал себя как в высшей степени удачная машина. Мелкие доработки велись на протяжении двух-трех лет, но в целом автомобиль сложился практически сразу. На бездорожье он переигрывал по запасу удельной силы тяги сравнимые по массе и характеристикам КАМАЗы, причем переигрывал почти в два раза! Кроме того, ЗИЛ развивал на бездорожье наибольшую скорость и имел наименьший радиус поворота (порядка 10 м), и там, где КАМАЗы буксовали даже при прямолинейном движении, ЗИЛ имел возможность двигаться и маневрировать. На испытаниях этот трехосник "обскакал" и своего собрата, многоцелевой ЗИЛ-433410, и знаменитые "Уралы"...

Вот выдержка из материалов журнала "Техника и вооружение", описывающих финальные характеристики ЗИЛ-4972: "На государственных испытаниях максимальная скорость ЗИЛ-4972 достигла 82,4 км/ч, время разгона до 60 км/ч — 31,3 с. Угол поперечной статической устойчивости — 39°26'. Автомобиль уверенно преодолевал крутые подъемы от 18,3 до 28,3° на размокших суглинках, грунтовой дороге и сыпучем песке. Контрольный расход топлива при движении по сухой бетонной дороге со скоростью 50 км/ч составил 25 л/100 км, запас хода — 1 000 км. Эксплуатационный расход топлива на сухом асфальтированном шоссе был равен 36 л/100 км, на мокрой грунтовой дороге — 55 л/100 км, на бездорожье — 101 л/100 км, на снежной целине глубиной более 400 мм — 330 л/100 км".

При учете нужд всех заказчиков годовой объем выпуска таких автомобилей составлял порядка 2 000 экземпляров. Освоение производства машин отдали на Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА). 30 марта 1992 года на базе зиловского КБ, которым ранее руководил легендарный Грачёв, было учреждено АО "Вездеход ГВА". Этой структуре и предстояло заняться согласованием комплектации машин с заказчиком, передачей документации на ПЗРА и реализацией готовых изделий.

Постсоветский период

В 1997 году этим вездеходом заинтересовались еще и нефтяники — АК "Транснефть" тоже пожелала приспособить машину с данными непревзойденного "проходимца" под свои нужды. В итоге с 1995 по 1999 год ПЗРА произвел порядка 40 автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205, которые на протяжении примерно десятка лет эффективно применялись в МЧС, РАО "ЕЭС России", Министерстве путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных и восстановительных работах, а также в других структурах для доставки ремонтных бригад, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья.

Была у модели ЗИЛ-4972 и модификация с двигателями Caterpillar, которая именовалась ЗИЛ-4972Н и была поставлена по спецзаказу в Петропавловск-Камчатский. Вот как отзывался об этой машине водитель, отработавший на ней 8 лет: "В работе использовали две машины, раз в неделю совершали рейс в горы — 66 км зимнего бездорожья. ЗИЛ-4972 имеет 12 мест в кузове и два в кабине, 2 спальных места, оснащен кухней, раздевалкой, бортовой электростанцией, обеспечивающей 36 часов автономной работы. По проходимости "Уралы" ни в какое сравнение не идут. Иногда, особенно на влажном снегу, ЗИЛ-4972 идет лучше гусеничных машин. В сравнении с "Уралом", КАМАЗом и чем угодно, когда собирали колонну автомобилей, подрядчики прибегали выяснять, пойдет ЗИЛ-4972 или нет. Если пойдет, то они в любую пургу подписывались грузы возить. Ставили ЗИЛ-4972 впереди колонны, и вперед. Иногда вставшую колонну ЗИЛ-4972 нагонял, обходил по целине, и вел за собой. Однажды с Верхне-Опальских источников выволокли в дождь одной связкой ГАЗ-66 и две "Нивы" к нему прицепленные...".

Что теперь

Увы, с начала нулевых новых заказов на уникальные шестиколесники не поступает — ни МЧС, ни РАО "ЕЭС" по какой-то причине теперь не интересуются подобной техникой. Более того, по некоторым данным на АМО ЗИЛ так и не дождались денег на освоение полноценного производства ПЗРА — собственно, это отчасти объясняет тот факт, что уникальная машина по сути так и не стала серийной.

Ну а те автомобили, которые в Правдинске всё-таки были выпущены, постепенно вырабатывают свой ресурс, самым "молодым" из них уже больше 15 лет... Утилизированные машины медленно, но верно сменяются обычными КАМАЗами и "Уралами" — техникой, безусловно, выдающейся, но всего спектра задач явно не решающей. Ремонт нефтепровода или спасение пассажиров самолета в условиях тотального бездорожья — эти проблемы незаметно для большинства обывателей в один прекрасный день снова рискуют стать непреодолимыми, хотя решены давным-давно. И решены блестяще.

Впрочем, и сам завод ЗИЛ балансирует ныне на грани полного краха и забвения. В 2011 году были озвучены планы по модернизации завода и созданию "Технопарка ЗИЛ", в результате чего производство должно было стать более компактным и переехать на новые площади, а по сути стать современным, гибким, более эффективным логистически...

Однако процесс этот, судя по официальному сайту ЗИЛа, должен был быть завершен в 2013 году, но к настоящему моменту никаких позитивных новостей на этот счет не поступало. Сносятся последние старые корпуса легендарного предприятия, подарившего жизнь не одному отечественному автомобильному заводу и выпустившего столько нужных стране автомобилей. 31 января 2015 года инициативная группа "ЗА ЗИЛ" собирается провести акцию протеста против разрушения строений завода. Но отстоять завод таким образом едва ли удастся. Пройдет еще совсем немного времени, и у нас останутся только "памятники" вроде этого — великолепного ЗИЛ-4972.