Русский стиль развала бизнеса

2015-06-09 | 20:08 , Категория текст


Вы знаете, меня задолбал русский бизнес. Читаю недавнюю историю про девушку, укусившую пьяного хамоватого клиента за его, кхм, достоинство, — и вот весь русский стиль ведения бизнеса вижу воочию.

Что есть? Девушка, прекрасно выполняющая свои рабочие обязанности и успешно продающая технику несмотря на то, что она гуманитарий, но не вписавшаяся в, так сказать, коллектив. И управляющий торговой точкой, в которую зашёл заведомо проблемный клиент. Вместо того чтобы взять клиента на себя или отправить к нему парня понаглее (или хотя бы девушку побойчее), он выталкивает продавца, которая ему не полюбилась, на заведомое унижение.

Я работала и в прямых продажах, и в активных, и прекрасно представляю, чем думала девушка, когда сделала то, что сделала. Почему-то нужно ходить с коллегами на обеды, выходить с коллективом покурить, обсуждать личную жизнь и клиентов — да, тогда тебя примут в «свои». Как ты при этом работаешь, никого не волнует. Новичок, сосредоточившийся на собственном обучении, чтобы поскорее начать продавать, в коллективе будет высмеян за глаза, а иногда и в лицо. Я начала достигать успехов и в работе (ибо помогали и поддерживали), и в отношениях с коллективом (преимущественно женским), когда по совету подруги-психолога стала завязывать разговоры про мужчин.

Казалось бы, это коллектив, а не руководство — при чём тут стиль ведения бизнеса? А дело в том, что вся эта система активно поддерживается руководителями. В мелкой торговле руководитель — такой же участник коллективных взаимоотношений, но с бонусами в виде права казнить и миловать. «Своему» он и клиента получше предложит, и косяки за работником прикроет. Если бизнес маленький и новый, «свой» получит зарплату позже, чем не полюбившийся новичок, но гораздо раньше, чем не полюбившийся опытный коллега. «Своему» будут и бонусы почаще, и премии получше.

А во время модных сейчас корпоративных тренингов на нелюбимого сотрудника свалятся все шишки и ответственность за недостаточную прибыль компании. Даже если всем очевидно, что проблема в руководстве, этого сотрудника всё равно обвинят в недостаточной мотивации и включённости в коллектив. В результате человек уйдёт, а на его место возьмут «коммуникабельного и ответственного с грамотной речью», который, в свою очередь, будет игнорировать интересы посетителей и задалбывать клиентов.

Ещё до начала работы в продажах я проходила курсы делового общения и бизнес-тренинги у довольно известного в профессиональных кругах тренера. Они не были шаблонными наподобие упомянутых выше. Тренер в том числе рассказывала про разные стили ведения бизнеса. Описывала она и этот «русский стиль» — увы, я долго не понимала, насколько всеобъемлюща эта проблема.

Я плюсанула историю про девушку — но это заслуга самой девушки, а не рассказчика. Искренне сожалею, что проблемы у торговой точки решились так быстро.