Не делай из акулы козла

2015-06-09 | 20:26 , Категория текст


Есть одна вещь, которую американцы иносказательно называют «прыжок через акулу». Эта вещь задолбала, так как встречается везде — в жизни и в кино, в книгах и на улице. Расскажу один пример из практики, а уже потом перейду к теории.

Есть на Первом канале передача под названием «Что? Где? Когда?». Передача существует много лет. Телезрители задавали вопросы. Команда из шести знатоков на них отвечала. Народу (то есть зрителям) нравилось.

Потом (в начале девяностых) в передаче начали играть на деньги, которые могли выиграть как знатоки, как и телезрители. Народу стало нравиться гораздо сильнее.

Руководство смекнуло, что народу нравится, и решило пойти дальше. Ещё несколько лет спустя от знатоков стали принимать ставки. Деньги, выигранные за столом, можно было поставить на следующий вопрос — тогда итоговая сумма выигрыша увеличивалась. Азарт повысился. Народу понравилось ещё больше.

И руководство опять решило пойти дальше. Ещё несколько лет спустя в передаче… упразднили команды. За стол стали усаживать шестерых людей, каждый из которых выигрывал деньги для себя и своими ставками забирал вопросы у остальных игроков.

После этого «нововведения» и я, и большинство моих знакомых бросили смотреть передачу, потому что происходящее за игровым столом превратилось в жестокий маразм. Рейтинги у зрителей упали (видать, не мы одни бросили смотреть передачу). Сами игроки тоже задолбались. Настолько, что парой лет спустя вообще отказались играть на деньги — так много негатива у них вызывали сами понятия «деньги» и «ставки». С тех пор я смотрю игру снова.

А теперь, как и обещал, теория.

«Прыжок через акулу» — это когда создатели/руководители/начальники чего-то находят очень удачный приём, успешный у зрителей/клиентов/покупателей и так далее. И приём — удачный ведь? — начинает эксплуатироваться больше, больше и больше, доходя до абсурда и даже зачёркивая собой всё то, что было важно для создателей/руководителей/начальников в самом начале. В таком виде этот приём, наоборот, отталкивает зрителей/клиентов/покупателей, у которых когда-то был популярен.

Примеров — тысячи. И в телевизоре, и вокруг нас, и даже в историях на этом сайте (народ покупает воду «со вкусом того и этого» — так завезём её столько, что обычной воды в магазине и вовсе не останется).

Любители «прыгать через акулу», вы задолбали своим непониманием того, что если вовремя не остановиться, рано или поздно эта акула сожрёт и вас, и ваше начинание.