Бронеавтомобили КАМАЗ

2015-06-10 | 05:49 , Категория фото


Интервью с главным конструктором ОАО «КАМАЗ» по работе с силовыми структурами Кухаренко Ю.А.

- Юрий Алексеевич, расскажите нашим читателям о вашем новом бронеавтомобиле КАМАЗ-53949.

- Автомобиль с колесной формулой типа 4х4, грузоподъемностью – 2 тонны. Уровень защиты такой же, как и у основного семейства «Тайфун-К», т.е. обеспечивает защиту от попаданий бронебойно-зажигательных пуль калибра 7.62 из винтовки СВД в любой проекции. Противоминная защита – 6 кг ТНТ под колесом и любым участком днища автомобиля. Основные узлы и агрегаты унифицированы с семейством автомобилей колесной формулы типа 6х6.
Колеса имеют меньшую размерность (на 1 ступень) по сравнению с автомобилями старшего семейства - 14.00 R20. Колеса боестойкие, бескамерные, позволяют двигаться при полностью спущенных шинах не менее 50 км, при скорости до 50 км/ч.
Вместимость автомобиля 10 человек: водитель, командир машины и 8 человек десанта.
Первый опытный образец сейчас проходит предварительные заводские испытания (на данный момент, пробеговые). На заводе собирается еще один автомобиль. В середине этого года могут появиться первые результаты предварительных испытаний.
Силовые структуры очень заинтересованы в автомобилях такого типа. Большой интерес к нему проявляют и ВДВ, и морская пехота, и сухопутные войска. Причем, звучат заявления, что такие автомобили даже предпочтительнее, чем автомобили с колесной формулой 6х6.

- Какие требования выдвигают военные к данному автомобилю?

- У десантников главное требование – авиадесантируемость. Морская пехота требует наряду с авиадесантируемостью еще и плавучесть. Сухопутные войска желают максимальной упрощенности автомобиля: пружинную подвеску вместо гидропневматических стоек, меньше электроники, отсутствие бортовой информационно-управляющей системы (БИУС). Мы хотели бы, чтобы потенциальные заказчики из разных родов войск решили между собой, какие требования являются первоочередными, после чего мы, конструктора, могли бы сосредоточиться на наиболее важных направлениях доработки машины.

- Уточните, пожалуйста, ВДВ требуется авиадесантируемость или авиатранспортабельность?

- В большей степени авиадесантируемость. Авиатранспортабельность уже заложена в ТТЗ. Транспортировать автомобили предполагается в летательных аппаратах Ил-76, Ан-124 и вертолете Ми-26 после проведения процесса согласования установленным порядком.

- Не приведут ли требования морской пехоты по плавучести машины к снижению противоминной стойкости автомобиля?

- Думаю, если будет нужно обеспечить плавучесть, то о противоминной стойкости как есть сейчас, скорее всего, придется забыть. Максимум, может быть, удастся сохранить противоминную стойкость на уровне 2 кг ТНТ под любой точкой кузова за счет снижения массы автомобиля. Поступят требования – будем работать в этом направлении.

- Министерство внутренних дел интересуется машиной?

- Да. Но, как и в Министерстве обороны, высказывают пожелания по удешевлению автомобиля. К сожалению, снижение цены, скорее всего, приведет к снижению уровня защищенности. Сейчас у нас есть ограничение по высокой стоимости опытных образцов, но с выходом машины в серию цена, думаю, будет приемлемой для Заказчика.

- При производстве машины применяются импортные комплектующие?

- Актуальный вопрос в свете применяемых к России сегодня санкций. Да, на данный момент в конструкции автомобиля используется немало иностранных комплектующих изделий. Но у нас есть предложения Министерству обороны и Министерству промышленности и торговли России о включении в Федеральную целевую программу по развитию ОПК подпрограмм по локализации производств четырех ключевых позиций компонентной базы на территории нашей страны. Сегодня уже сформированы эти программы, определены головные исполнители. Есть, например, подтверждение Минпромторга, о выделении инвестиций на разработку шин размерностью 14.00 R20, 16.00 R20 и 600/75R27 для специальных автомобилей.

- Через какое время будет результат?

- Головные исполнители уже скоро обещают результаты. Ориентировочно в 2017-2018 годах должны выйти на серийное производство. Они уверены, что все получится, уже сегодня есть реальные конструктивные решения и результаты подготовки производства новых видов продукции.

- Есть информация, что Вы уже провели испытания модульного автомобиля КАМАЗ-63968.

В сентябре 2014 года мы завершили предварительные испытания автомобиля и провели испытания этой машины на полигонах в ЦНИИТОЧМАШ и в 3 ЦНИИ БТ. Впервые в России мы посадили в подрываемый автомобиль вместо свиней и экранов «свидетелей», специальные манекены Hybrid III.
Провели обстрел по периметру, сделано больше 200 выстрелов с разных расстояний и ракурсов. После, произвели подрывы различными средствами поражения в соответствии с требованиями ТТЗ и программы-методики. Пробитий не было, манекены с 37-ю датчиками (ускорения, перемещения, давления) показали нагрузки в районе 35-50% от максимально допустимых.
По результатам испытаний сделано заключение, что человек, находящийся в машине, не получил бы травм опасных для жизни.

Также были предусмотрены подрывы 152-мм осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 метров от автомобиля. Именно такое расстояние было заложено в требованиях к защите машины. Потом было принято решение сократить расстояние до 10 м, затем до 5 м, ну и, наконец, решили произвести взрыв на расстоянии 2 м. Взорвали. Осколками покрошило керамику, но пробития не было, и показания датчиков на манекенах не зафиксировали превышения допустимого уровня нагрузки. Нам, конструкторам, было очень приятно получить такой высокий результат.

Тем не менее, после снятия всех показаний с датчиков (на сидениях, на днище, на крыше, на рулевом колесе) нами были обнаружены некоторые слабые места, над которыми мы сейчас работаем. Где-то меняем конструкцию с целью увеличения защищенности, а где-то, может быть и ослабим защиту, т.к. она избыточна. Также для оптимизации весовых параметров будем бороться за снижение массы.

- По какому стандарту обстреливали и подрывали: отечественному или STANAG’у?

Была, так называемая, временная методика, представленная Министерством обороны России. Кроме этого мы оценивали и по стандарту STANAG.

- Расскажите подробнее о данной методике.

- Ранее согласованным количеством боеприпасов обстреливали технику под разными углами, обращая особое внимание на места, где возможность пробития наиболее вероятна. По STANAG же определяются конструктивно ослабленные зоны, где сам конструктор определял возможность пробития.
Подрывы производились под передним колесом со стороны водителя, под задним колесом, под днищем посередине десантного отделения.
Ну, и применение манекенов Hybrid III позволило дать всеобъемлющую оценку происходящего внутри автомобиля для формирования заключения специалистов.

- Как выглядит процесс закладки взрывчатого вещества?

- Металлическую чашу с отверстием цилиндрической формы закапывают вровень с землей, песок вокруг проливают водой для его уплотнения. В чашу закладывается 6 кг тринитротолуола. Затем, на нее наезжает автомобиль, и производится подрыв.
Считаю, что пора приводить отечественную методику проведения таких специфических испытаний к единому стандарту. Иначе как можно утверждать, что тот или иной образец нашей техники превосходит или уступает западным аналогам, если испытания проводились совершенно по-разному?

- Автомобили КАМАЗ, когда разговор заходит о стойкости к подрывам, частенько ругают за бескапотную схему. Мол, наедет автомобиль колесом на мину, всю силу взрыва примет на себя кабина и люди, в ней находящиеся. Что показали испытания модульного «Тайфуна», когда взрывали 6 кг под передним колесом со стороны водителя?

- Хороший вопрос. Испытания показали, что при возможном подрыве и водитель, и старший машины остаются живы, потому что конструкция кабины имеет обтекаемую форму и рассекатели, что перенаправляет основную энергию взрыва в сторону. Также не могу не отметить достаточно удачную компоновку силового отсека: на испытаниях взрыв разрушил колесо, но водитель смог запустить двигатель, и машина поехала. То есть, ни двигатель, ни его системы не пострадали.

- Эти подрывы были в рамках государственных испытаний?

- Нет. Это предварительные испытания, но программа была согласована с Заказчиком в лице Министерства обороны. Военные специалисты настаивали, что литеру «О» (РКД, откорректированная по результатам изготовления и проведения предварительных испытаний опытных образцов) для рабочей конструкторской документации мы должны присвоить только после проведения специальных испытаний. Поэтому пришлось пожертвовать двумя машинами.

- Планировалась некая защита от РПГ с помощью специальных матов. Что с ней?

- Действительно, такие навесные маты есть. И есть результаты испытаний, правда, не наших. Испытания проводились нашими партнерами.

- Эти маты войдут в комплектацию «Тайфуна»?

- Они будут прикладываться дополнительно, в соответствии с требованиями контракта в ЗИП. Если машину направят в район боевых действий, то ее «обклеят» этими элементами, что обеспечит ее защиту от выстрелов гранатомета.

- Каким образом маты крепятся к броне машины?

- Есть два варианта. Первый – на липучках. Сродни тем, которые мы привыкли видеть на одежде, на обуви. Примерно такое же устройство применяется и здесь, то есть двухсторонним скотчем приклеиваются эти липучки по всему периметру, в специальных секторах. Затем к ним крепятся маты. Второй - маты крепятся специальными ремнями, позволяющими их быструю установку и демонтаж.

- Как эти маты защищают машину от воздействия кумулятивной струи?

- Все, на самом деле просто, при соприкосновении с матом кумулятивная струя от РПГ не образуется, в том виде как она задумывалась. Нельзя забывать о возможной установке дополнительной защиты внутри модуля (противоосколочное покрытие).

- Вы сказали, что пока эти маты у нас в стране не испытывались?

- Нет, мы не испытывали пока маты, потому что в методике испытаний не была заложена такая проверка. Но когда настанет очередь государственных испытаний, я думаю, что мы проведем такую проверку. На отдельных фрагментах матов испытания нами были проведены, но за рубежом. Были показаны хорошие результаты. Сейчас, чтобы не расстреливать весь образец, необходимо такие же испытания провести на фрагментах защиты в нашей стране. А через год попробуем на готовой машине.

- Были образцы машины с дистанционным модулем вооружения. Он будет устанавливаться на каждую машину? Или это как опцион некий? Что заказчик хочет?

- Заказчик, конечно, хочет видеть его на каждой машине. Чтобы был модуль вооружения, чтобы была радиостанция Р-168. Дистанционно управляемая установка очень дорого стоит, радиостанция тоже. Мы места установки готовим для установки радиостанций и модуля, но сегодня эти изделия, установленные на автомобилях, не прописаны в контракте. В контракте прописано, что мы должны поставить машины в определенной комплектации, хотя в ТЗ указано, что по особому договору мы должны поставить с радиостанцией, дистанционной установкой, с вооружением. В дальнейшем, как в договоре пропишут, так и поставим.
По ДУМВ. Сегодня мы еще не испытывали эти машины вместе с установкой дистанционного боевого модуля. Предварительно, без стрельбы, в Кубинке испытали действие стабилизационного устройства ДУМВ, получены хорошие результаты. Стрельб в составе автомобиля мы не проводили, потому что в ТЗ их нет, и в программе испытаний не было этих условий. Для себя провели, убедились, что установка держится нормально, работает нормально. Стрельбы в составе опытного образца предполагаем, провести на государственных испытаниях.

- Чьи модули были использованы?

- Модуль разработки ОАО «НПО «Электромашина» (г. Челябинск). Кроме того, сегодня прорабатываются предложения от компаний ООО «Оружейные мастерские» и «Калашников».

- Сиденья в «Тайфуне» отечественные?

- Пока зарубежные, с элементами энергогашения воздействия минного подрыва. Есть у них свое ноу-хау в этой сфере, которое они пока не рассекречивают. Но, эти сиденья будут локализованы в России, по уже согласованной программе.

- То есть, не будет проблем с импортом?

- Именно так. Конструкция не простая, самое хитрое устройство то, которое компактное, очень дешевое, но оно как раз гасит эту энергию. С учетом того, что в России есть и свои разработки похожих сидений, в дальнейшем проблем с импортом можно избежать.

- Когда состоятся государственные испытания модульного «Тайфуна»?

- Государственные испытания начнутся в январе и продлятся до сентября 2015 года. За этот период запланировано провести полный цикл Государственных испытаний и при положительных результатах испытаний принять автомобили на снабжение Вооруженных Сил России.
А в 2016 году запланирована уже серийная поставка промышленных партий.

- Каково предназначение «Тайфуна»? Перевозка личного состава?

- Сегодня в военном ведомстве по этому поводу споры идут. Для перевозки личного состава и его защиты, понятно. Как автомобили войсковой разведки, химической разведки, командно-штабные машины, санитарные машины, в конце концов. Но все это мы слышим не от военного ведомства, а от разработчиков. Сегодня к нам идут разработчики из других Российских компаний, которые хотят на базе этих машин создавать спецмашины. И мы от них узнаем, что на этой машине (шасси) планируется установка минометной установки, РСЗО «Град», минных заградителей и так далее.

- То есть, работы в этом направлении уже ведутся? Ранее КАМАЗ анонсировал возможную линейку специальной техники на базе «Тайфуна».

- Эта линейка, конечно же, взята нами не с потолка, а по предложениям наших партнеров. Пока на бумаге прорабатываем, но многие бы уже не отказались закупить машины и делать на их основе специализированную технику. Надеемся, что начнется массовый спрос на эти машины после завершения государственных испытаний.

- Автомобильный завод «УРАЛ» также работает над своим вариантом «Тайфуна». Не боитесь, что конкуренты могут оказаться успешнее?

- Конкурент-то всегда конкурент, поэтому опасения естественны. Для сравнения как отечественных, так и зарубежных образцов сегодня существует так называемый «показатель технического уровня», который рассчитывается по специальной методике, учитывает множество факторов, и является наиболее достоверным. Например, очень удачной оказалась компоновка наших машин, при которой «Тайфун» 6х6 получил нестандартные два передних управляемых ведущих моста. И это оказалось правильным решением главного конструктора, потому что получилась сбалансированная нагрузка на оси. Из-за этого показатели проходимости, маневренности, управляемости, устойчивости гораздо выше, чем, если бы на старой схеме остановились: два моста сзади, один управляемый передний. Передний мост бы все время тонул, изнашивалась резина, и рулевое управление тяжелее было бы. Это только один показатель, но еще есть много показателей, которые заложены в электронных системах, бортовой автоматизированной системы управления и информирования, которые следят, и облегчают работу водителя. Это ABS, системы автоматического горизонтирования, курсовой устойчивости, система автоматического выключения подвески при работе дистанционно управляемого модуля вооружения, системы автоматической блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, системы диагностирования и др.

- Какова судьба 30 модульных «Тайфунов», изготовленных в рамках ГОЗ для войсковых испытаний в интересах Минобороны?

- В свое время мы не смогли сдать всю партию автомобилей заказчику по следующим причинам. Минобороны дополнительно потребовало проведения специальных испытаний (баллистических и т.д.), так как только после этих испытаний военные готовы были принять всю партию машин. Испытания мы провели этой осенью, после которых произвели некоторые доработки элементов защиты автомобилей. Например, переделали конструкцию решеток воздухозабора моторного отсека, поскольку во время испытаний стойкости к напалму через них произошло затекание горючей жидкости. Машины были переданы Министерству обороны в конце декабря 2014 года. Кстати, часть из них планируется задействовать на юбилейном Параде Победы 2015 года. Водительский состав из военнослужащих для этого мы уже подготовили весной прошлого года.

- Как быстро можно освоить машину?

- Контрактники достаточно легко освоили. Сначала боялись, конечно, опасались нажать не ту кнопку, но с энтузиазмом взялись за процесс обучения. Инструкторов, водителей-испытателей привлекли. Военнослужащим машины понравились, они буквально без ума от них были, вечерами засиживались, не уходили, чтобы не только научиться ездить, но и понять, как эксплуатировать, как все устроено. И меня порадовало, что молодежь, не считалась с мнением командиров, которые говорят: «Нам такая сложная машина в войсках не нужна пока, нам бы ЗИС-5, ЗИЛ-131, КАМАЗ-4310. Рановато еще иметь нам эту «чудо-технику». Молодежь говорит: «Я знаю, что останусь живой, что домой вернусь». Радует, что воспринимают правильно.

- Как продвигаются работы над корпусным автомобилем КАМАЗ-63969?

- С корпусным автомобилем сложнее, потому что ему пока не нашли нишу. Его боевым пока не признают, такой уровень защиты для простой перевозки людей просто чрезмерен.

- У корпусного автомобиля защита вкруговую от пуль 14.5, если не ошибаюсь?

- Да, 14,5 или 12,7. И защита от подрыва до 8 кг ТНТ под любым местом днища. Хотя он испытания выдержал, оправдал конструктивные задумки, но сегодня военному ведомству непонятно, где его использовать. Мы будем продолжать испытывать, но пока определенной ясности нет.

- Вы его за свой счет делаете?

- Нет, не за свой счет. За счет Минобороны России в соответствии с утвержденным контрактом.

- Но само Минобороны пока не знает куда его определить?

- Да. Пока такая проблема существует. Но есть надежды, что в скором времени будет определено место «службы» этого автомобиля.

- Текущий внешний вид корпусного «Тайфуна» отличается от первого макетного образца. В частности, появилось некое подобие остекленной кабинки водителя. С чем это связано?

- В ходе испытаний выяснилось, что при такой защищенности, сплошное панорамное лобовое стекло себя не оправдывает. Потому что оно тяжелое, его нужно было дополнительно закрывать бронешторкой. А это оказалось довольно сложно. Мы с военными согласовали замену этой панорамы стеклом для водителя, а также сделали боковое остекление, чтобы обеспечить обзорность. Так появился второй вариант и опытный образец.

- Защита этого остекления какая?

- Бронестекло произведено фирмой «Магистраль». Толщина стекла порядка ста с лишним миллиметров. На испытаниях мы стреляли и в стекло, и в рамку лобового стекла пулями, в том числе и калибра 12,7 мм. Испытания оно выдержало.

- Макетный образец корпусного «Тайфуна» был с броней от НИИ Стали, без использования керамики. В опытном образце произошли изменения по бронированию?

- Нет, мы разрабатывали макетный образец с нашим российским партнером. На макетном образце была разнесенная броня, без керамики, с воздушной прослойкой порядка 70 миллиметров между листами. По фрагментам этой брони мы стреляли в ходе испытаний, получили высокие показатели баллистической стойкости. Но она слишком утяжеляла машину. Машина весила 24 тонны в снаряженном состоянии. Нулевая грузоподъемность получилась. Тогда мы вынуждены были перейти на вариант двуслойной брони с керамикой, но не разнесенной. Сначала подложка, листовая броня, а потом толстая керамика. И эта броня получилась на 30% легче, а по баллистической стойкости на том же уровне.

Возможный облик перспективной машины для морской пехоты на базе КАМАЗ-63969

- Если Министерство обороны так и не найдет применение корпусному автомобилю, то какая судьба его ждет?

- Если корпусной «Тайфун» не будет востребован, то те наработки, которые мы сегодня получили при создании этого автомобиля, можно использовать в интересах морской пехоты, для создания плавающего бронетранспортера. Взамен БТР-80, БТР-82, например. При желании военных, конечно. В 2012-2013 годах к нам активно обращались морпехи с просьбой создать такую машину. Но, по неизвестным нам причинам, работа по данному направлению пока приостановлена. Возможно по финансовым причинам. Хотя сегодня эта работа актуальна.
Если нам все же предложат создать такую бронемашину, у нас есть партнер в Санкт-Петербурге для реализации подобного проекта. Так что в любой момент на базе созданного корпусного «Тайфуна» возможно начать такую работу.