Иномарки в Красной Армии. Часть 3

2015-06-10 | 13:44 , Категория фото


Это третий мой пост , посвященный "иномаркам" в Красной/Советской Армии. В нем мы побеседуем о трофейных машинах, которые использовались в боях.

Первые "иномарки" появились в РККА во время Гражданской войны в качестве трофеев.
12 декабря 1918 г. в Одессе вместе с французской пехотой выгрузили 20 танков «Рено» FT 17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Именно это подразделение и «подарило» советскому государству первые трофейные танки, поскольку под ударами 2-й Украинской Советской армии его личный состав разбежался.
Весной 1919 г. части 2-й Украинской Советской армии в кровопролитных (как тогда писалось) боях под Одессой захватили два исправных и два неисправных французских малых танка «системы Реналт» (так в документе). Факт захвата удивил их, пожалуй, не меньше, чем факт появления танков на фронте. После безуспешных попыток применить танки в бою командование решило отправить один в подарок вождю мирового пролетариата – В.И. Ленину в ознаменование праздника солидарности трудящихся всех стран (для справок тем, кто не застал сего праздника, он отмечался 1 мая). Вместе с подарком украинские красноармейцы написали вождю письмо, в котором говорилось, что даже босые и раздетые, вооруженные только старыми винтовками бойцы, видящие перед собой зарю мировой революции, способны сладить с любым врагом. Не страшна им и заграничная «танка», которую бойцы захватили голыми руками и преподносят вождю в дар к празднику
В ответной телеграмме В.И. Ленин писал:
«Штабу 2-й Украинской Советской Армии и всем товарищам этой армии.
2 мая 1919 года.
Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты…»
На снимке - один из захваченных танков "Рено", а ниже - те же рено, но с демонтированным вооружением за заводе "Красное Сормово"

22 марта 1919 г. на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть «больших» (Mk V) и шесть «легких» (Mk А). Вместе с танками прибыли и инструкторы – водители под командованием майора Е. Брука.
Большая часть прибывших машин (этих и полученных позднее) была либо уничтожена, либо захвачена.
Все доставшиеся Красной армии танки были отнесены к трем основным типам:
– тип «Б» – «большой» танк – английский тяжелый танк Mk V, называвшийся в Советской России по названию мотора – «Рикардо»;
– тип «С» – «средний» – английские танки Mk A «Уипетт» («борзая») или Mk В, называвшиеся по мотору – «Тейлор»;
– тип «М» – «малый» – французские малые танки типа «FT-17» фирмы «Рено».
Впрочем, первые "иномарки" практически не использовались в боях и быстро приходили в негодность. После Гражданской войны эти танки стали быстро вытесняться танками МС-1 (Т-18) и передавались в учебные заведения.
В итоге к 30 января 1931 г. на военскладах и в учебных заведениях РККА имелось танков типа «Б»
– 44 шт. (из которых 9 шт. снятые с вооружения), типа «С»
– 12 шт. (все сняты с вооружения), «Русскяй «Рено» – 15 шт. (все сняты с вооружения), французский «Рено» – 13 шт. (все сняты с вооружения). Их время кончилось.
На снимках - МК-V (или "Рикардо") в оригинальном камуфляже РККА

На фото - танк Mk A/В "Уиппет" (или "Тейлор")

Вторая волна появления "иномарок" появилась в КА/СА во время Великой Отечественной. Поначалу трофейные машины были редкостью и, соответственно, применялись эпизодически. Сколь-нибудь значимое количество трофейных "иномарок" появилось в 1942 - 1943 годах после Московской и Сталинградской битв.
На фото - PzIII или, по советским документам, Т-3, захваченный в августе 1941 года

На фото - еще один трофей 1941 года - StuGIII

В целом, трофейные Pz-III и Pz-IV использовались достаточно активно, особенно ценились их командирские модификации. Плюсами трофеев были качественные приборы наблюдения и прицелы, надежная рация и комфортные условия для экипажа. С 1942 года появилось еще несколько плюсов - неплохое бронирование (как минимум не хуже, чем у Т-34), хорошая пушка и вполне сносная подвижность.
В процессе освоения трофейных "иномарок", в 1942 году были изданы и соответствующие инструкции и наставления. А поскольку трофейные танки использовались в основном для разведывательно-деверсионных операций,танкистам рекомендовалось, помимо всего прочего ездить по своим позициям только в светлое время суток и в условиях хорошей видимости, а так же тщательно согласовывать время и место выхода с вражеских позиций с четкими условными сигналами. Эти меры предосторожности были продиктованы необходимостью уберечь экипажи от дружественного огня - иначе свои же могли сначала влепить по характерному силуэту от всей души, а уже потом выяснять - наш это трофей или таки не трофей приехал.

Однако, часть трофейной матчасти шла и на комплектование линейных частей. На фото - танки Pz-III и Pz-IV 107 отдельного танкового батальона, Волховский фронт, 1942 год

Танки Pz-V "Пантера" использовались в боях на Курской дуге, где показали неплохие результаты. Собственно "Пантеры" эксплуатировались в СА до конца войны.
На фото - "Пантеры" танковой роты лейтенанта Сотникова в Праге (пригород Варшавы), 1944 го

Трофейные "иномарки" попадали в состав СА по-разному. Где-то захватывались брошенные машины, а где-то... "одалживались" у хозяев.
На фото - В.Кондратенко, в 1943 году сражавшийся на Северо-Кавказском фронте. Бывший тракторист, а на тот момент - разведчик, пробрался к немцам в тыл и "одолжил" у них полностью исправный танк.

Кроме танков в КА/СА активно использовались и трофейные самоходки, как, например, эти StuG-III - "Отомстим за Украину!", "Мститель" и "Смерть Геббельсу!"

Или этот "Панцерягер 1" из, предположительно, 31 армии Западного фронта, 1942 год

На фото - трофейные "Хуммели" 366 самоходно-артиллерийского полка 3 Украинский фронт, 4 гвардейская танковая армия, 1945 год

К 1944 году количество используемых в штатных структурах трофейных "иномарок" пошло на убыль - сказывалось насыщение войск качественными отечественными машинами, да и со снабжением таких "иномарочников" были определенные проблемы (не хватало боеприпасов, запчастей, топлива...). Особенно остро стоял вопрос о вооружении и запчастях, т.к. в наставлениях КА/СА рекомендовалось вести огонь по дулам орудий и двигателям. Приходилось даже стаивть на трофеи свое вооружение, как, например, на эти Pz-38(t) или "Прага", на которые пришлось ставить советские пулеметы и оптику.

Кроме немецких и чешских машин, в КА/СА появлялась и большая экзотика.
Как вот этот танк R-III румынской армии, захваченный в 1942 году

Или этот венгерский танк "Толди", в 1944

А на этом фото - "дваждытрофейный" французский бронеавтомобиль "Panar" 35 (f) или AMD-35.

Рассказывать о трофейных танках можно долго, но всех желающих подробнее почитать об этом я отсылаю к мемуарам Попеля и книгам Барятинского, Свирина и Коломица.