Палка — селёдка

2015-06-11 | 03:16 , Категория текст


Меня задолбало, что многие песни поют глухие люди. Нет, не в медицинском смысле; я имею в виду весьма специфический вид глухоты.

Вот, например, знаменитая песня «В парусиновых брюках», многими любимая и многими исполняемая. Почему-то девять из десяти исполнителей поют: «Мы придумали море — таким, как на старых картинках…», хотя сами только что спели: «…в широких, залатанных, длинных». Неужели они сами не слышат, что «картинки» с этим не рифмуются? Неужели непонятно, что должно быть «на старых картинах», и никак иначе? Впрочем, это полбеды; в последнем куплете и вовсе через раз можно услышать «если туман мне застелет глаза» вместо «глаза мне застелет туман», хотя со словом «капитан» эти глаза рифмуются не лучше, чем палка с селёдкой.

А вот на экране телевизора начинающая, но уже профессиональная певица. Она рассказывает о своей любви к творчеству Владислава Крапивина и поёт «Последний марш»: «Под ветрами нам плыть, по просторам шагать…» Красиво поёт, заслушаешься. И вдруг внезапно: «Скоро день расцветёт, словно огненный шар…» Бац! — всё впечатление испорчено. Ну ладно, пусть любительница Крапивина даже забыла, что он писал про «огненный клён», но как ей самой не режет уши попытка срифмовать огненный шар со строчкой «Поднимайся, мой мальчик, рассвет раскалён»?

Или вот, скажем, довольно громкий в своё время проект «Песни нашего века». Казалось бы, в мероприятиях такого уровня можно выверить каждое слово, да и сами исполнители по большей части — мэтры авторской песни, для них эти тексты должны быть родными. И тем не менее в легендарной «Бригантине» жизнерадостный хор слаженно выводит: «Пьём за яростных, за непокорных…» Павел Коган, должно быть, вертится в гробу: он-то предлагал выпить «за непохожих», потому что всего через строчку «вьётся по ветру Весёлый Роджер». Но маститые барды, как видно, отсутствия рифмы не слышат. И таких примеров ещё не один и не два…

Люди поющие, любители и профессионалы! Я могу понять, как можно не попадать в ноты — у самого слух далёк от идеала. Я могу понять, когда недослышанное или забытое слово в середине строчки заменяют первым попавшимся, хотя при этом пропадает смысл — не одобряю категорически, но хотя бы понять могу. Но если человек хотя бы в принципе знаком с понятием рифмы — насколько глухим надо быть, чтобы не замечать (или игнорировать) такие нестыковки? Они ведь режут слух сильнее самой фальшивой ноты! Не понимаю напрочь. А встречать такие удары по ушам — задолбало.