Летописцы информационной эры

2015-06-11 | 12:30 , Категория текст


На заре фотографии каждый кадр давался огромным трудом по сравнению с тем, что сейчас. Сейчас что? Навёл камеру, нажал кнопочку — готово! Ну, кто посерьёзнее относится, ещё что-то вручную настроит на фотоаппарате, построит композицию кадра. А тогда фотограф должен был установить тяжёлый ящик, под чёрным покрывалом с лупой навести на резкость, вставить фотопластинку (которую за несколько минут до этого собственноручно изготовил — это уже потом пошли готовые фотоматериалы, которые можно было хранить), сказать, чтобы снимающиеся не двигались… Если что-то шло не так, пропадало много труда и денег. Поэтому случайных кадров практически не было, а если таковые случались, негатив не сохраняли, пластинку смывали и пускали в работу. Фотосъёмка была семейным событием — красиво одевшись, причесав детей, семья рассаживалась, делали торжественное выражение на лицах…

Таковы, к сожалению, практически все фотографии конца XIX века. Почему «к сожалению»? Потому что они практически ничего не говорят о том, как жили наши прапрадедушки и прапрабабушки. Имевшиеся исключения редко были связаны с рядовыми людьми. Это потом, когда стала возможной мгновенная съёмка, а потом появилась фотоплёнка и маленькие компактные «лейки», стало много простых кадров из жизни. Среди них было много и полного брака, с отрезанными головами и руками, отсутствующей резкостью и на фоне ковра (ха-ха). А чаще — приличные по качеству, но плохие художественно: Картье-Брессонов и Евгениев Халдеев было немного. Но иногда именно такие кадры, многие из которых даже не стали печатать, а то и просто выбрасывали проявленную плёнку в мусор, становятся находкой для историка или просто человека, заинтересовавшегося прошлым своей семьи.

И вот теперь, когда у каждого в мобильнике есть функция фотосъёмки, а цифровые «зеркалки» и «беззеркалки», позволяющие в умелых руках получить фото профессионального качества, доступны (как финансово, так и технически) многим, стали раздаваться голоса фотографов-профессионалов: мол, ну как так можно, у каждой блондинки зеркалка, все соцсети завалены отвратительными «фоточками» на фоне ковра, как нас это всё задолбало! А что снимают эти профессионалы? Главным образом — коммерческое фото. То есть гламурных девиц с фотошопными лицами, предметку и тому подобное. Ну, есть ещё фотожурналисты — эти поближе к жизни, но опять же — жизни не обычной, а в рамках какого-то знакового события. А как и чем живёт произвольно взятый российский гражданин, можно увидеть главным образом на таких случайных «фоточках» из соцсетей. И эти «фоточки», а не гламурные девицы с фотошопными лицами, будут потом историческими документами. А вы, возмущённые профессионалы, задолбали.