Творческий подход: необычная советская техника Великой Отечественной

2015-06-12 | 13:47 , Категория фото


Девятого мая на площадях и в парках российских городов всегда многолюдно: проходят праздничные концерты, встречи ветеранов, смотры раритетной военной техники. Вездеход ГАЗ-67Б, “Эмка” ГАЗ-М1, полуторка ГАЗ-АА частые экспонаты подобных выставок. Эти автомобили – легенды, ставшие символами той суровой эпохи; герои фильмов, песен, книг. Про них написаны десятки монографий и сотни статей. Между тем, в боевых действиях участвовали и не столь широко известные необычные машины, достойные доброй памяти и отдельного рассказа.

Стальное ополчение: переделанные для обороны гражданские машины
Первые месяцы войны дались советским людям особенно тяжело. Большие потери личного состава и техники обескровили армию. Враг рвался к промышленным центрам и транспортным узлам: Ленинграду, Харькову, Одессе. В эти тревожные дни формируются дивизии народного ополчения. Люди мирных профессий берут в руки оружие и после ускоренной подготовки отправляются на фронт.

Своеобразными ополченцами становятся не только люди, но и мобилизованная техника – трактора, грузовики. Многие из них не просто перевозят армейские грузы, но и подменяют собой танки, самоходные орудия.

Драматично развивались ситуация на Северо-западе СССР. Карельскому и Ленинградскому фронтам остро не хватало бронетехники всех типов. В этой ситуации администрация Ижорского завода, имеющего опыт создания бронеавтомобилей, предлагает проект переоборудования грузовых автомобилей в бронемашины. Эти изделия получили название ИЗ (по первым буквам названия завода). Переоборудованию подлежали полуторки ГАЗ-АА и трёхтонки ЗИС-5. Первые экземпляры выпущены в июле 1941 года.

Доработка включала в себя установку бронекапсулы на место штатной кабины и частичное бронирование кузова (установка бортовых экранов и лобового бронещита с гнездом для вооружения). Из-за частичного бронирования кузова эти машины в ряде источников называют полуброневиками. Толщина листов противопульной брони составляла 6 – 10 мм.




На фото:ГАЗ-АА

Вооружение машин на базе ГАЗ-АА было следующим: в кузове устанавливался пулемёт Максим, либо ДШК, либо спарка ДА-2, либо авиационная пушка ШВАК калибра 20 мм на зенитном станке.


Пулемет ДШК

Авиационная пушка ШВАК

Есть сведения об установке на некоторые машины флотских полуавтоматических пушек 21-К калибра 45 мм. В бронекабине перед пассажирским местом устанавливали курсовой пулемёт ДТ.


На фото: 21-К

Броневики на шасси ЗИС-5 вооружались установленной в кузов противотанковой пушкой 52-К калибра 45 мм и курсовым пулемётом ДТ. Разнообразие вооружения устанавливаемого на броневики ИЗ объясняется его подбором из наличия на складах.

Всего было построено около 100 машин типа “ИЗ”. Они были переданы дивизиям народного ополчения и активно использовались до конца 1941 года. Бронеавтомобили “ИЗ” сопровождали пешие и моторизованные колонны, участвовали в охране коммуникаций, использовались в качестве мобильных установок ПВО и кочующих огневых точек.

К сожалению, оригинальных образцов подобной техники не сохранилось. Все существующие машины, экспонирующиеся на мемориальных выставочных площадках в Одессе, Киеве, Кубинке, Верхней Пышме – реплики послевоенного периода.




На фото: ЗИС-5

Противотанковя пушка 52-К калибра 45 мм

В августе 1941 года был налажен мелкосерийный выпуск бронетракторов в Одессе и Харькове. Одесские машины получили полуофициальное название НИ – “на испуг”. В основе одесского НИ-1 использованы шасси и агрегаты гусеничного транспортного трактора СТЗ-5. Бронекорпус выполнялся из катаной конструкционной стали толщиной от 10 до 20 мм. На корпус устанавливалась башня от пулемётной версии танка Т-26 (использовались узлы неисправных и подбитых танков). В передней части машины – находились две раздельных бронекабины. В левой (по ходу машины) кабине располагался механик–водитель. В правой – пулемётчик с курсовым пулемётом ДТ. На месте штатной грузовой платформы находился подбашенный отсек с установленной на нём башней. В башне устанавливался пулемёт Максим либо ДШК калибра 7,62 мм.


На фото: НИ-1

Есть сведения об установке на некоторые НИ-1 советских танковых 45-мм пушек модели 20-К, трофейных румынских и немецких орудий. За неимением пушки на башню устанавливали имитатор орудийного ствола. Массовым бронетрактор не стал: Одесский завод имени Январского восстания выпустил всего около 60 машин типа НИ-1.

Техника получилась медленная, шумная, но устрашающая. Румынские части, осаждавшие Одессу, не имевшие ни серьёзных противотанковых средств, ни высокого морального духа, уклонялись от ближнего боя с НИ-1, то есть попросту бежали, покинув окопы. Использование эрзац–танков позволило успешно контратаковать противника и выиграть время для подготовки гарнизона Одессы к эвакуации. Одесские НИ-1 были выведены из строя и брошены в ходе эвакуации в октябре 1941 года.

Харьковский бронетрактор ХТЗ-16 больше походил на самоходную артиллерийскую установку с неподвижной боевой рубкой. Такая компоновка была обусловлена использованием шасси гусеничного сельскохозяйственного трактора СТЗ-3. Шасси трактора дорабатывалось путём установки катков и мелкозвенчатых гусениц от транспортного трактора СТЗ-5.



На фото: СТЗ-3

Таким образом, достигалась плавность хода на повышенных скоростях. Бронекорпус выполнялся из листов катаной стали толщиной 10-20 мм. На месте кабины водителя находилась бронированная неподвижная рубка с танковой пушкой 20-К калибра 45-мм и пулемётом ДП калибра 7,62 мм. Было выпущено около 30 машин. Харьковские бронетракторы участвовали в защите Полтавы и в уличных боях за сам Харьков. Судьба их экипажей весьма трагична: в ходе боёв они столкнулись с современной для того времени противотанковой артиллерией и новейшими немецкими танками. Большая часть харьковских бронетракторов погибла в сентябре – октябре 1941 года.




На фото: ХТЗ-16

На фото: СТЗ-5