От осины не родятся апельсины

2015-06-13 | 21:41 , Категория текст


Здравствуйте. Я недавно закончил один из никому не известных московских государственных вузов по специальности «психолог-педагог». Во время учёбы зачётка видела и добрые, и не очень времена, но я учился, старался и в итоге обрёл «корочку» и знания.

Меня всегда интересовали дети и подростки, и после выпуска я хотел устроиться куда-нибудь к детям. Поначалу было сложно, так как вполне матёрые и практикующие спецы из МГУ, МГПУ и первого меда учили, как объяснить человеку его же проблемы, только научным, пафосным бредом припадочного. Но открытая позиция, вменяемость и невозмутимость, которые я в себе воспитывал несколько лет, взяли своё, и опыт потёк бурным потоком.

Я несколько месяцев работаю психологом-педагогом в молодёжном центре у себя в городе. Веду там несколько разнонаправленных групп. Есть музыкально-ориентированные команды, которые пытаются придумать, сыграть, высказаться. Есть туристы, художники, спортсмены, велоскейт. Также я веду группы арт-терапии и йоги. С каждым у меня складывается свой подход, своя манера. Да, на детей сейчас очень модно жаловаться: тупые, злобные, жадные, грубые. Но хотелось бы верить, что подобным мнением обладают люди, максимально удалённые от детей и подростков. Дети бывают разные. Но поистине злых, жадных и тупых я не видел. Весь этот «пафос» взрослости, чёрствости снимается простыми вопросами, искренней беседой, совместной деятельностью. Они так защищаются. От чего?

Наконец, к теме. Родители, как же вы задолбали!

У нас в стране есть закон, которые запрещает проводить психодиагностику без письменного разрешения родителей. Через сына прошу передать просьбу о встрече — тишина, а дело стоит. В итоге прихожу сам домой, объясняю, что за методики буду применять, зачем, как, какие опасности, как нужно себя вести, чтобы помочь ребёнку адаптироваться, быть услышанным. Даю бесплатную консультацию по возрастной психологии, психофизиологии, психогигиене. Большинство с неохотой, но всё же соглашаются. Но отдельные кадры просто жгут напалмом.

— А ты кто такой ваще и с чего ты решил, что моему сыну ваще помощь нужна? Чё он, больной, что ли? Ты мне лучше скажи: он курит? А то я тут нашёл у него спички.

Мы с вами не водку пить сели, поэтому давайте не будем переходить на «ты». Никого из детей не сдавал и не сдам, этим и заслужил доверие. Люди, а дети особенно, нуждаются не в лечении, а в помощи, в ответах на вопросы. И я как раз работаю для того, чтобы он у вас в 16 лет не дебютировал с шизофренией или не выпорхнул с балкона.

— Мдааа… Тебе бы, такому молодому, тёлочек по дворам щупать, а ты вон, учить вздумал? Или ты такой правильный?

Меня по роду деятельности интересуют и ваши психологические данные, но не нужно так ко мне проникаться, что выкладывать историю ваших побед и поражений, проецировать на меня свои упущенные годы и стереотипы. Я, пусть и молодой, но учитель, и как-нибудь сам выберу чем заниматься. Нет, я не Христос. Я такой же человек, как и вы, с присущими человеку силами и пороками. Не сужу.

— А я вот в газете (по радио, по телевизору, в интернете) читала (слышала), что всё это от сатаны (ненаучно, обман, грешно, стыдно). А вы разве не знали это?

Меня не интересует философия предмета психологии, её обоснованность и научность. Я применяю её на практике: то, что работает и помогает — оставляю, пафосный наукообразный щебет выкидываю. Мы с вами хотим, чтобы ваш ребёнок был счастлив и смог реализовать все свои способности в полной мере, поэтому давайте будем действовать по одну сторону баррикад.


А теперь — как проявляют себя родители, когда с красными глазами прибегают ко мне в центр или разъярённо звонят мне в любое время суток с требованием объяснить, «чё я с ним сделал, б$@#ь!».

— Он теперь стал какой-то молчаливый, спокойный. Раньше бегал, прыгал, визжал, а теперь как будто оглушённый. Вы его гипнотизируете?

Нет, не имею на это морального права, во-первых, и никакого профессионального или законного — во-вторых. Я не обладаю техникой гипноза, так как для этого нужно долго учиться. Ребёнок стал таким спокойным, потому что снял множество внутренних проблем и конфликтов. Если вы не заметили, то он стал лучше учиться, занялся фотографией и нашёл себе подружку (мальчику 16 лет). Спросите его самого, как он себя чувствует, уделите ему внимание и не паникуйте. Он выздоравливает — помогите ему.

— Это чему ты их учишь, йоге-шмёге, какие-то притчи странные рассказываешь, медитации, упражнения… Чё ты о себе возомнил? В секту его зазываешь?

Дорогие родители, я веду группы йоги и медитации для того, чтобы дать вашим чадам инструменты для управления собственным поведением. Я показываю им самые простые упражнения, которые полезны для здоровья, для внутреннего благоденствия. Я не гружу никого теорией или особенной литературой, но если меня спрашивают — я отвечаю. Меня самого интересует примитивный буддизм и ведическая культура, но сам я не адепт никакой секты или религии. Я понимаю ваше беспокойство, но могу заверить: я делаю всё только для их блага. Не волнуйтесь. Если хотите, я и вам расскажу об этом обо всем.

Кстати, этот папаша после нашей беседы встречался со мной ещё несколько раз, я ему дал книги — он самостоятельно занимается. Сейчас планирует организовать занятия йогой для взрослых.


И, наконец, полная безграмотность некоторых родителей, когда они только приходят ко мне и рассказывают о своих проблемах с детьми.

— Вот он не слушается, что делать?

— Возраст?

— 14…

— Вы себя помните в этом возрасте? Вы сильно слушались родителей?

— Ну…

— Не беспокойтесь, это нормально для его возраста. Не смягчайте углы, дайте своему ребёнку пространство, чтобы он в борьбе с вами смог найти свою индивидуальность. Не относитесь к этому всерьёз. Он будет делать всё наоборот, перечить, скандалить, ставить ультиматумы. Вступайте в борьбу, но давайте ему такие стандарты и задания, чтобы он смог справиться и сильно не ушибиться. Реагируйте, будьте внимательны и — ещё раз — не думайте, что это серьёзно и навсегда. Это игра — так дайте ему сыграть. Возможно, у него другие сложности — давайте устроим встречу, потом я скажу вам подробнее.


Долго и непонятно описывает проблему, уходя то в свои воспоминания, то в личные проблемы. В итоге:

— Что делать?

— Когда вы болеете, вы сестру отправляете с вашей фотографией к доктору или сами идёте? Я не шаман и не предсказатель.

— А что, разве вас не учат там экстрасенсорным способностям?

После я обычно настаиваю на личной встрече с ребёнком и даю обратную связь родителям.


— Он ругается матом! Что делать?

— Вы дома ругаетесь матом?

— Да.

— И после этого ждёте, чтобы он не ругался?


— Он стал курить.

— Сами курите?

— Да…

— Дома?

— Да.

— Пример для подражания не очень, согласитесь?


— Грубит, ругается. Называет мать старой, отца алкашом.

— Вы когда-нибудь позволяете себе выражаться так при ней?

— Ну, мы обыкновенная семья, иногда и ругаемся.

— Конкретно этими словами вы с женой друг друга называли?

— Я не помню, может, и называли.

— От осины не родятся апельсины.


Дорогие родители! Среди нас, психологов и педагогов, есть головотяпы, неучи и самодуры, но есть и профессиональные, адекватные люди, которые несколько лет учились для того, чтобы помогать вам и вашим детям. Я прекрасно понимаю, что «битвами экстрасенсов» и «невероятно, но факт» вас закормили и приучили верить во всё, что говорит «ящик». Пожалуйста, если вы хотите, чтобы ваши дети были сильными и мудрыми — дайте им хороший пример. Нет более эффективного педагогического приёма — только личность может воспитать личность, только характер закалить характер. А если чего-то не знаете и не понимаете — просто спросите. Вы и не должны знать всё обо всем. Просто спросите. И если в ответ услышите о себе неприятное, но по делу — делайте выводы, а не обижайтесь. Как дети, ей-богу!