Жрите из чего дают

2015-06-14 | 05:48 , Категория текст


В этом семестре я иногда хожу на работу мимо школы. Школа в партнёрских отношениях с университетом, считается… ну, скажем так, не элитной, но продвинутой. Кого попало не берут, говоря упрощённо.

По давней традиции, которая жива ещё с союзных времён, зимой учителя предлагают школьникам сделать кормушки для птиц. С какой целью — понятно: приобщить детей к работе руками, заложить какие-никакие навыки самостоятельного изготовления вещей (ну, и попутно сделать доброе дело, конечно). Я сам — советского ещё типа, в детстве много и часто собирал, клеил, конструировал, поэтому хорошо помню удовольствие и от процесса такой работы, и от результата. Приятно было создать что-то новое, чего раньше не существовало и что появилось только благодаря тебе.

Если и вы из прежних времён, то в воображении у вас уже сложилась типовая конструкция: плоская доска для дна, небольшие борта по краям, чтобы содержимое не сдувало зимним ветром, четыре рейки по углам и покатая крыша домиком. Достать материалы, немного поработать, и вот он — артефакт ручной работы, плод вашего личного труда.

Как вы думаете, сколько таких кормушек висит на деревьях возле школы?

Правильный ответ — версия пессимиста: ни одной.

Подавляющее большинство кормушек в исполнении современных детей и их родителей — это пластиковые бутыли из-под воды или каких-то других жидкостей (масел там, например), в которых прорезано отверстие сбоку. У некоторых бутылей отсутствуют крышки; проблема протекания технично решена при помощи скотча. Кроме бутылей, есть ещё пара пакетов из-под молока или кефира. Тоже с вырезанным отверстием сбоку, как вы понимаете.

Эта история с кормушками, на мой взгляд, довольно точно моделирует нынешние тенденции в обществе. Некоторые футурологи давно бьют тревогу: сформировалось новое поколение, которое не в состоянии создать что-то новое своими руками. Предел его возможностей — взять созданное ранее другими людьми и приспособить для других нужд. Звучат даже опасения относительно того, что в дальнейшем и этот навык будет утрачен — последующее поколение сможет только пользоваться плодами чужого труда, не имея ни малейшего представления о том, как они устроены.

Я не могу сказать, что меня это задолбало, но такие тенденции меня как минимум тревожат. Основа нашей цивилизации — это именно способность человека создавать новое, а не эксплуатировать уже существующее. Поэтому прошу тебя, читатель: передай наши умения новому поколению. И начни, как водится, с малого: получив из школы такое задание, сделай со своим ребёнком настоящую кормушку, а не суррогат.