На силе и нечестном слове

2015-06-14 | 23:29 , Категория текст


Нередко читаю здесь истории, и возникает иногда мысль поделиться своими, но пока сформулируешь — уже и запал прошёл, так, просто с друзьями поржать или повозмущаться.

Но есть истории, от которых прямо-таки сердце щемит. Это истории об очередном школьнике, умненьком, развивающемся, тянущемся к знаниям, которого наша «великолепная» школьная система с «талантливыми и душевными» педагогами ставит на место, чтобы, видимо, шибко умным не был.

Учителя, лепящие ошибки и орущие на пятиклашек, которые их поправляют! Да, я понимаю, вы люди, а человек — не машина, он может ошибиться. Даже если это будет нелепейшая ошибка в простейшем слове. Да, особенно рискуете именно вы, учителя. Учитель русского языка, который обязан помнить правила орфографии, пунктуации, словообразования и ещё массу всего, а заодно — имена, лица и личные особенности всех своих учеников, различную документацию, и это только то, что касается непосредственно работы! Немудрено запутаться, да и вообще забыть всё, кроме одной темы, которую класс проходит вот прямо сейчас. Я не говорю о хронически безграмотных, ибо для них слов цензурных нет.

Ну, допустил ты ошибку, на твоё преподавательское счастье, ученики её не впитали, а заметили и сделали тебе замечание. Тебе бы поблагодарить и превратить свой косяк в образовательный момент: да, мол, Лена Петрова права, ребята, слово пишется так, а не эдак, а запятая здесь не нужна. Да, не особо приятно признавать ошибку в том, в чём ты должен быть экспертом и чему пытаешься научить других. Да, если твой авторитет держится только на силе и (не)честном слове, тебе кажется, что это его подрывает, и после этого ученики не будут тебя уважать. Поэтому ты будешь идти до конца, брызгать слюной и спорить с Ожеговым и с тобой же выбранным учебником, уверяя, что был прав. Сюрприз-сюрприз: именно это не оставит от твоего «авторитета» камня на камне.

Ну да, конечно, это не касается «педагогов», которые учить не обязаны. Ну и что, что это их работа, и они получают свою зарплату (вот не надо сейчас про учительские зарплаты, не нравится — не работайте).

Ученик на перемене (!) играет в машинки? Да, разумеется, это мешает научить его писать рассуждения по шаблонам на уроке.

Класс не знает, что такое доха? А им кто-то объяснял? Нет, конечно, учитель же «не обязана».

Ученики смеются над нелепым голосом в аудиозаписи из подготовленных учителем материалов? Конечно, учитель «не обязана» подобрать нормальные материалы. И печатный материал пусть будет еле виден, потому что это копия в десятом поколении. И изъясняться учитель будет корявыми фразами. А ученики пусть через все тернии продерутся и отыщут в этом убожестве информацию. Учитель будет только шпынять их за смешки, потому что всё остальное — «не её обязанность».

Знаете, в зрительских рецензиях на фильм «Очень плохая училка» несколько педагогинь гневно и многословно выступали на тему того, что, дескать, Светлый Образ, Святая Профессия в фильме оскверняются. Учителя не такие, они несут Разумное, Доброе, Вечное и сердцем освещают путь. Ага, вот только персонажи фильма — милейшие создания по сравнению со многими вполне реальными и вполне отечественными педагогами.

И да, это очень тяжёлая и нервная профессия. Именно поэтому я, учитель русского языка и литературы по диплому, выбрала вуз не потому, что можно было халявно поступить и какие-то корочки получить, а потому, что хотела не быть такой, как большинство моих собственных учителей, и не пошла работать в школу. Да, я не справлюсь. И не справлюсь в первую очередь с коллективом.

Там, где я работаю сейчас, я как раз имею возможность наблюдать за учителями, вожатыми и прочими педагогами вне их обычной среды обитания. Это медицинские осмотры в поликлиниках. Обычное дело — их проходят рабочие с заводов, их проходят продавцы и кассиры из магазинов, каждый в своё время, кроме отдельных случаев, когда человеку «очень-очень срочно» или он, наоборот, опоздал. Таким по возможности идут навстречу. И педагоги — нагло, с нахрапом старающиеся потеснить всех подряд, мешающие осмотру других людей, а когда благодаря желающим прорваться раньше времени педагогиням («ну, только я одна, мне очень срочно» — и это каждая, каждая из пары десятков) осмотр растягивается, они устраивают скандал, что их время уже наступило, а их ещё не осматривают. Это «культурные», «святые» педагогини устраивают настоящие драки между собой и кроют матом наших медработников.

Кстати, совет школьникам: хотите настоящий компромат на училок для Ютуба? Узнайте, когда их отправляют на медицинские осмотры, и приходите в больницы в самый разгар.