Стране нужны учителя.

2015-06-15 | 10:33 , Категория текст


Мне 23 и я 5 лет работаю в школе учителем математики. Целевая аудитория - мотивированные школьники 7-11 класс, хотя был ещё эксперимент с детьми 4-6 класса.

Я хотел бы рассказать как устроено математическое образование в Москве, в частности в нашей школе. О проблемах, с которыми сталкиваемся ежедневно, при обучении математике.

И так. Серьёзное изучение математики в школе начинается в 7 классе, когда появляется алгебра и геометрия, и многи дети, которые были вполне успешны в 5-6 классе перестают понимать что-либо и скатываются на двойки вплоть до конца обучения, вырабатывая стойкое отвращение к математике. Я убеждён в том, что это не вина ребёнка, а того, кто неправильно его научил в младших классах.
Несколько простых рецептов хорошего преподавания в младших классах:
1) память школьника не должна подвергаться постоянному изнасилованию. Он должен понимать материал, а не заучивать его.
2) Чем меньше доказательств, тем лучше. Пусть ребёнку кажется очевидным тот факт, например, что a*b=b*a. В процессе обучения в старшей школе школьник сам подвергнется сомнению любой очевидный ему ранее факт.
3) Не нужно чрезмерной практики. Если ребёнку достаточно решить 3-4 задачи на определённую тему, пусть он их решит и получит домой еще одну-две. Не душите его двумя десятками одинаковых задач.
4) Лишних уроков не бывает. Если у вас остались свободные часы - потратьте их, например, на рассказ о геометрии. Склейте с детьми из бумаги правильные многогранники, научите их игре в крестики-нолики(5 в ряд), шахматы.

Допустим, что 6 класс окончен, и школьник переходит в 7 класс. И тут, правила игры резко меняются. В представлении школьника на тот момент математик - это тот, кто решает задачи.
А ему говорят, теперь ты будешь изучать алгебру и геометрию. И понеслась: переменные, параметры, уравнения, теоремы, леммы, доказательства... Стоп! Ребята, нас же наебали! Шесть лет была математика, а теперь совсем другое. А называют математикой.

В этот момент очень важно сформулировать для школьника, что именно изучает каждый раздел математики. Например так:
1) Алгебра - обобщение арифметических законов на элементы произвольной природы. То есть, раньше мы решали задачи 20+35, Петя съел 5 пирожков и 2 булочки и т.д.... А теперь, мы обобщим все такие задачи и будем решать задачу вида x+y, то есть обобщим наши знания и будем решать одну задачу, а тем самым найдём решения для любой задачи такого типа.
2) Геометрия - наука, изучающая измерения: как посчитать расстояние, площадь, объём.

И все? Нет, не все. Школьная математика этим не исчерпывается. Остаётся большое количество разделов, которые сейчас изучаются только в математических школах, а лет тридцать назад входили в школьную программу. У нас в школе 2 часа в неделю отводится на спец.семинары. На них изучаются комбинаторика, теория чисел(в основном делимость), логика, теория графов, математический анализ, последовательности, теория многочленов и многое другое. Это все тоже математика. Сейчас, она считается олимпиадной, так как не изучается массово. А зря.
Такие уроки в основном включают в себе небольшой кусочек теории с необходимыми доказательствами (обычно 1 раз в месяц) и большой список с легкими и средне-легкими задачами. Такой список составлен таким образом, что первый десяток задач следует из определений и теорем, а остальные задачи - следствия и выводы из предыдущих.

Неизбежно, в 7 классе сталкиваешься с такой проблемой:
Школьник, занимается на кружках, где его учат решать задачи. По шаблону, не задавая вопросов как? и почему? Такие дети часто ничему не учатся, так как считают, что их всему уже научили. Заканчивается это грустно. Иногда школьник успевает образумиться. Поход должен быть индивидуальный, зависит от степени сопротивления ребёнка.

Этот пост я завершаю. Если появятся желающие - напишу продолжение. Спасибо за внимание.