Кристофер Нолан - интересные факты из жизни

2015-06-15 | 22:21 , Категория фото


Отличный пример торжества искусства над бизнесом демонстрирует всему миру Кристофер Нолан. Фильмография этого именитого режиссера не может похвастаться своей многочисленностью. Однако те картины, которые успел снять англичанин за свою карьеру, являются хорошим уроком для других: как делать отличное кино, при этом зарабатывая сумасшедшие гонорары.

В настоящее время все больше людей склоняется к мысли, что современный кинематограф постепенно перестает быть искусством. Сильное влияние на развитие индустрии оказывают деньги. Теперь снимать кино — это, скорее, бизнес, где ведущая роль отводится продюсерам, актерам, их агентам, но только не режиссерам, которые, казалось бы, имеют первостепенное значение на съемочной площадке. Эти люди, некогда руководившие процессом, превратились, если слегка утрировать, в обслуживающий персонал. Однако есть и исключения.

Тридцатого июля 1970 года в столице Великобритании Лондоне появился на свет Кристофер Нолан. Его отец, англичанин по происхождению, был занят в сфере рекламного бизнеса. Мама-американка работала стюардессой. Из-за работы родителей мальчик долгое время жил на две страны: часть года он проводил в солнечных краях США, а другую половину — на туманном Альбионе. Став совершеннолетним, Кристофер получил подданство как первой, так и второй страны. Его увлечение кино началось еще в детстве. В возрасте семи лет мальчик впервые посмотрел картину «Звездные войны» и влюбился в данный вид искусства. Найдя отцовскую восьмимиллиметровую камеру, он начал снимать свои первые ролики. Родители никоим образом не противились увлечению сына. Позже отец приобрел для Кристофера другую камеру, на которую был снят первый фильм будущего именитого режиссера. В качестве главных героев картины выступали игрушечные солдатики мальчика.

Серьезный взрослый дебют состоялся в 1988 году со снятой всего-то за 6000 долларов полнометражной кинолентой «Следующий». На следующий 1989 год короткометражка Нолана «Тарантелла» уже была представлена на одном студенческом кинофестивале. В 1996 и в 1997 годах молодой режиссер снял короткометражные картины «Воровство» и «Жук-скакун» с участием своего друга актера Джереми Теобальда, которые представляли собой трехминутные сюрреалистические работы и создавали атмосферу настроения. Фильм «Воровство» был даже показан на кинофестивале в Кембридже в 1996 году. Сюжет же необычного фильма «Жук-скакун» рассказывал историю обычного, с виду, человека, который на самом деле был далёк от норм и стереотипов. О чем свидетельствовало его фанатичное желание убить маленькое насекомое.

В 1998 году Кристофер Нолан снял свой первый полнометражный фильм «Преследующий». Картина поведала историю несостоявшегося писателя Билла, который в поисках вдохновения для своего нового романа фотографировал и преследовал прохожих на улицах Лондона, ежедневно увеличивая время преследования за людьми. Основным сопродюсером и исполнителем главной роли вновь по-дружески выступил все тот же Джереми Теобальд.

Картина планировалась как низкобюджетная, суть фильма состояла в создании нового стиля съемок в условиях ограниченных ресурсов. Поставленная задача была выполнена, «Преследующий» был снят всего за 6 тысяч долларов. Успех превзошел ожидания, а кассовые сборы составили 43 тысячи, что тоже было для дебюта очень, очень хорошо. Был проявлен немалый интерес к картине и со стороны различных фестивалей, что тоже способствовало дальнейшему творческому развитию Кристофера Нолана. Преследующий» был награжден в Роттердаме и независимом американском киносмотре «Slamdance».
В начале нового века в 2000 году Нолан создал еще одну малобюджетную картину «Мементо», снятую по одноименному рассказу его брата Джонатана. За эту работу братьев киноакадемики номинировали на престижную премию «Оскар».

Продюсеры обратили внимание на талантливого новичка, а сам Нолан уже вовсю работал над сценарием триллера «Помни». Фильм был основан на коротком рассказе младшего брата Кристофера - Джонатана Нолана. Бюджет уже составил 5 миллионов долларов, но затраты были оправданы слихвой.

Фильм «Помни» стал одним из самых громких независимых проектов 2000 года, который подкупал оригинальным сценарием: действия, развивались в обратной последовательности. Зрителю было предложено попытаться распутать загадочную историю гибели жены главного героя Леонарда Шелби, страдавшего редкой болезнью Корсакова (человек помнил события только последних минут). И вновь ошеломляющий успех, и множество наград различных кинофестивалей. Картина даже претендовала на «Оскара» и «Золотой Глобус» в номинации «Лучший сценарий». Сам же Кристофер Нолан в одночасье стал «надеждой североамериканского кино».
Первоначальные работы Кристофера Нолана зачастую представляли собой философские исследования, однако перспектива стать фаворитом аудитории авторского кино молодого и амбициозного Кристофера совсем не радовала и вовсе не прельщала.

В 2002 году Нолан закончил работу по стилизации скандинавской картины «Бессонница» для англоязычной аудитории, пригласив для участия в съемках звезд мировой величины - Робина Уильямса, Хилари Суонк и Аль Пачино, посадив в продюсерские кресла Стивена Содерберга и Джорджа Клуни. Премьерный показ ленты провозгласил Нолана надеждой кассового кинематографа.

Картина «Бессоница» стала первой серьезной проверкой для Кристофера Нолана, которую он с честью выдержал. Имея при себе значительный бюджет в 46 млн. долларов, звезд первой величины и хороший сценарий, режиссер смело внес свои новшества, дабы не превратить многообещающий проект в очередной глянцевый триллер. В итоге американский римейк почти ни в чем не уступил шведскому оригиналу, что уже само по себе расценивалось как достижение. В Америке кассовые сборы составили около 67 млн. долларов, критики в единодушном порыве признали картину удачной.
В 2005 году режиссер закончил работу над своим первым полноценным блокбастером. На экранах кинотеатров летом этого же года появился приквел «Бэтмен: Начало», главные роли в котором сыграли Майкл Кейн и Кристиан Бейл. И вновь оглушительный успех. Фильм Нолана от всех предыдущих частей «Бэтмана» отличала психологическая глубина главного героя, а еще, присущая всем работам Нолана, особая атмосфера.
Руководство компании «Warner Bros» изначально планировало пригласить для возрождения «Бэтмена» в режиссерское кресло кого-нибудь из независимого стана американских режиссеров. Однако ошибки, допущенные добротным киноремесленником Джоэлем Шумахером, были слишком очевидны, чтобы в очередной раз их повторить. В 2002 году над проектом начал работать Дарен Аронофски, который даже разработал уже и визуальный ряд будущего фильма, и написал черновой вариант сценария. Но, как это часто бывало в Голливуде, в скором будущем он решил покинуть команду разработчиков и приступил к съемкам своего фильма «Фонтан».

И тут в конце 2003 года на горизонте замаячила кандидатура Кристофера Нолана. Доходчиво и быстро, а главное слажено он изложил собственную концепцию фильма,и моментально был утвержден в качестве режиссера-постановщика «Бэтмена: Начало». Кристофер Нолан блестяще доказал свою кинопригодность. Он стал одним из самых востребованных режиссеров, умевших сделать не глупый и одновременно кассовый фильм, что было немало важно в условиях кинорынка.

«Бэтмен: Начало» стартовал в мировом прокате на редкость удачно, собрав за неполные 2 недели проката более 200 млн. долларов! Это ли не успех?! Это ли не победа?! Продюсеры ленты в один голос заявили о немедленном начале работы над продолжением ленты. Успеху, скорее всего, способствовало то, что Нолан не собирался идти на поводу зрительских ожиданий и сосредоточился, прежде всего, на истории, и только потом на спецэффектах, которых, кстати, не так уж было и много.

Карьера Кристофера Нолана была на высоте. Режиссеру не составило труда найти средства на свою очередную работу - историческую киноленту «Престиж». Как и прежде он работал над сценарием вместе со своим братом, пригласив для съемок вновьв звездный актерский состав: Дэвид Боуи, Скарлетт Йохансон, Майкл Кейн! На экраны «Престиж» вышел только в конце 2006 года. Нолан параллельно работал над кинокомиксами о «Бэтмене».

Кристофер Нолан не собирался останавливаться на достигнутом успехе. Режиссер приступил с материального благословления продюсеров к работе над продолжением «бэтманиады» - съемками ленты «Темный рыцарь». Нуар и психологический триллер были любимы режиссером. Они вызывали у него наибольший страх, особое чувство незащищенности и тайного заговора. Сценарий для этой ленты братья Ноланы вновь разрабатывали сообща. И вышедшая на экраны в 2008 году картина, имела эффект разорвавшейся бомбы. Впервые же дни проката фильм побил все прежние рекорды по кассовым сборам, в течение нескольких недель удерживал первенство в рейтинге двухсот пятидесяти лучших фильмов за всю историю кинематографа.

В колледже Кристофер Нолан изучал английскую литературу. Нельзя утверждать, что он был хорошим учеником, но то, что он много почерпнул из своей учебы полезного – это неоспоримый факт. Кристофер Нолан начал думать о свободе изложения, о той свободе, которой пользовались великие писатели. И, в конце концов, он пришел к выводу, что талантливые режиссеры не должны пренебрегать этим даром. Успехи же предыдущих лент позволили Кристоферу отнести себя именно к этой категории режиссеров. Он был хороший режиссер и инстинктивно чувствовал, что нужно его партнерам по съемочной площадке.

Кристофер Нолан, наконец-то, смог взяться за воплощение своей мечты с почти десятилетней историей. В 2010 году на экраны вышла одна из самых масштабных лент большого кино – научно-фантастический боевик «Начало». Сценарий к этому фильму Кристофер Нолан писал самостоятельно, разработав, без каких бы то ни было заимствований со стороны, весь огромный спектр идей параллельных реальностей своих сновидений. «Начало» также попало в список 250 лучших фильмов, попав сразу на 15-ую его строчку.

У всех лент Кристофера Нолана были особые, свойственные толь ему отличия. И прежде всего – это нелинейное повествование, когда время шло крайне непредсказуемым образом, делая внезапные скачки вперед-назад, что, казалось бы, должно затруднять просмотр и сделать из сюжета невразумительное. А нет!

Кристоферу Нолану абсолютно было начихать на стандартную схему сюжета. «Темный рыцарь», зрители уже по закону жанра начинали вставать с кресел и собирать остатки попкорна, как вдруг - спойлер: взрыв, кровь, полицейский участок, Джокер сбежал, вновь взрыв, и фильм на радость ошалевшим зрителям длится еще более часа…
И, конечно же, непревзойденный его нолановский деловой стиль одежды. Почти все основные персонажи Кристофера Нолана большую часть времени были облачены в строгие костюмы с пиджаками и галстуками (Джокер!). И все бандиты и люмпены выглядели всегда в кадре так, как будто они только что пообщались с Пьером Карденом. Да и сам Кристофер Нолан приходил на площадку в костюме-тройке, в отличие от режиссеров-«дачников» в шортах и кэпке…

Кристофер Нолан наделял некой изюминкой даже самого мелкого и проходного персонажа в своих фильмах. Тот факт, что в списке номинаций на «Оскар» несколько раз его актеры оказывались в категории «Лучшая роль второго плана» безусловно, яркое тому доказательство.

И, наконец, женский Мисс кастинг! С удивительным постоянством Кристофер Нолан набирал на главные женские роли не особо на время съемок раскрученных актрис: Тринити, Ребекка Холл, Мегги Джилленхол, Марион Котийяр, Энн Хэтэуэй …
Как актер Кристофер Нолан засвятился лишь одиножды в кадре, в документальной ленте «Технологии Бэтмана» в партнерстве с актерами: Дэйв Хоффман, Чарльз Ровен, Лен Уайн, Эмма Томас, Кристиан Бэйл, Натан Краули.

Кристофер Нолан всегда помнил и о своих героях из комиксов: «Герои комиксов заполнили пробел в психологии современной культуры. Они стали выполнять ту же роль, что и персонажи греческой мифологии». В 2012 году Кристофер Нолан снял фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды», участвуя и в написании сценария, а также являясь продюсером ленты. Он также написал фабулу для картины Зака Снайдера «Человек из стали», впоследствии спродюсировав картину.

В 2014 году вышел последний на сегодня фильм режиссера «Интерстеллар». Картина изначально не задумывалась под снявшего его в итоге режиссера. Брат и постоянный соавтор Кристофера Нолана — Джонатан писал сценарий для Стивена Спилберга, пока тот не выбыл из проекта. После этого сюжет подвергся переработке, но некоторые первоначальные установки остались.
Визуальное решение новой картины Нолана выполнено в стилистике 80-х. Здесь нет навороченных суперприспособлений и хитроумных технологий, всё предельно примитизировано. Благодаря новому оператору Хойте ван Хойтема («Впусти меня», «Боец», «Шпион, выйди вон») поменялся стиль изображения, словно копирующий мелкозернистую кинохронику тридцатилетней давности. Никаких особых спецэффектов и невероятных локаций (всё, что кажется таковым, снималось на Земле, например, в Исландии). Всё предельно просто и эта простота дает ощутимый эффект реалистичности. Плюс серьезная научная основа сценария, связанная с работами физика-теоретика Кипа Торна, чуть ли не писавшего формулы на досках в эпизодах картины.

Во время съемок было сделано несколько открытий относительно того, как должна выглядеть черная дыра, что должно повлиять на визуальный стиль последующих космических постановок.
При бюджете в 165 млн. долларов фильм собрал свыше 670 млн. и уже попал на высокие позиции зрительских рейтингов, — 25-й среди картин за всю историю по версии крупнейшей кинобазы данных IMDB и 9-й в российском аналоге.

То, что элегантный лондонский джентльмен по имени Кристофер фактически в одиночку оправдывает существование голливудского мейнстрима (когда дорого и красиво, но умно и тонко) последние девять лет — давно не секрет. Однако до сей поры математичность и некоторая холодность его построений была слишком очевидна, чтобы закрывать на это глаза. В «Интерстелларе» он наконец-то решил этот ребус, сняв 164-минутный фильм о любви.Любви.
Кристофер Нолан женат. Его супруга, Эмма Томас, является продюсером всех картин Нолана начиная с 2006 года. У пары четверо детей.

«С тех пор как кино перекочевало на телевидение, многие фильмы обрели, так сказать, линейную структуру. Вы можете спокойно отойти от экрана телевизора, чтобы ответить на телефонный звонок, а затем вернутся и ничего не потерять от этого». «Многие знают, что большинство фильмов сегодня делается исключительно из-за коммерческой выгоды. Я получаю наслаждение от самого процесса эксперимента, а не от заезженных клише и штампов». «С каждым годом кино все дальше и дальше отдаляется от реальности».