Из жизни рубля

2015-06-16 | 23:30 , Категория фото


Сейчас в интернете, да и IRL развернута машстабная компания по наведению паники среди населения, по поводу краха рубля, закрытия банков и прочего, попробуем развеить несколько мифов:

Большую популярность приобретают фотографии неработающих и несправных банкоматов различных банков. Нефункционирующие АТМ, по мнению некоторых несведующих граждан, являются характерным признаком того, что банк скоро обанкротится.

Конечно, ни о каком закрытии банков речи не идет. За все время кризиса лицензия была отозвана лишь у двух банков, и то в рамках программы оздоровления банковской системы, другими словами обанкроченные банки в основном занимались мошенническими операциями и шанс того, что у вас там мог быть счет невероятно мал. Неработающий банкомат — обычное явление и тому может быть очень много причин, начиная с проблем со связью и заканчивая недостатком наличности.

Банкоматная сеть Сбербанка еще никогда не сталкивалась с таким трафиком, сообщили "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к руководству Сбербанка. "В первые две недели [декабря] у нас был приток денег [от вкладчиков], но после повышения ЦБ ключевой ставки население впало в панику, это подогревается слухами и рассылками", — сказал источник. Однако в самом Сбербанке говорят, что пострадали только клиенты. По словам зампреда правления Станислава Кузнецова, люди "совершили серьезные ошибки", когда активно снимали рубли и меняли их на доллары после резкого повышения курса во вторник.

Некоторую панику вызывает закрытие различных отделений некоторых банков. Многие склонны делать из этого выводы о скором закрытии той или иной финансовой организации.


На самом деле закрытие некоторых отделений не говорит ничего о состоянии банка, кроме того что он сокращает издержки в кризис и пытается сэкономить. В условиях кризиса организация не может позволить себе многие расходы, привычные в обычное время, поэтому закрытие убыточных отделений — логичный ход.

Неработоспособность сервиса сбербанк-онлайн вызвала настоящую панику среди пользователей. Люди решили, что это является предвестником тяжелого положения банка и бросились снимать деньги со счетов.

На самом деле кратковременная неработоспособность сервиса вызвана чрезмерным наплывом клиентов, тоесть следствием образовавшейся паникии. IT системы банка оказались не готовы к такой нагрузке и зависли.

Сложности в работе со "Сбербанк онлайн", отмеченные в четверг, были связаны с нагрузкой на систему из-за массового снятия денег во всех устройствах самообслуживания, сообщил заместитель председателя правления банка Станислав Кузнецов.
"Я думаю, что это было связано, прежде всего, с тем, что именно в это время мы фиксировали такое массовое снятие денег во всех устройствах самообслуживания, и наш процессинг работал с большей загрузкой. Он не останавливался. Просто, видимо, потребовалось больше времени для обработки одновременно происходящих операций по всей стране", — пояснил Кузнецов в эфире телеканала "Россия 24".

Совершенно необъяснимо по интернету гуляет слух о том, что лимиты на выдачу денежных средств сильно уменьшились.

На самом деле банки вправе самостоятельно определять лимиты на выдачу денежных средств, однако подавляющее большинство банков отказалось от каких-либо изменений в своей политике. Часть слухов вызвана тем, что люди, желающие закрыть свои счета, получают ответ о том, что им нужно заранее заказывать снятие большой суммы денег. Из этого они делают вывод о том, что банки ограничивают их в снятии, хотя на самом деле это абсолютно нормальная процедура при больших суммах — ведь банк не хранит все деньги в одном отделении.

В примере, приведенном нами на иллюстрации, проблема разрешилась буквально на следующий день.

А сам сбербанк уже успел опровергнуть этот миф.

Один из самых бессмысленных слухов — о том, что сбербанк не отдает карточки в банкоматах.

Это настолько невероятный слух, что нам не удалось найти ни одной записи с его упоминанием – все уже стерто и удалено.

На самом деле карточка никакой ценности не представляет и является лишь ключом доступа клиента к своему счету. Даже если клиент заблокирует карту вводом неправильного пинкода и она останется в банкомате, он всегда может прийти с паспортом в свое отделение банка и снять деньги.

Мы специально оставляем этот "слух", чтобы сказать, что паника, созданная слухами и мифами о падении рубля не прошла без последствий и люди действительно бросились к банкоматам. В течение очень небольшого времени у них действительно наблюдались очереди и это лишний раз подтверждает – мифы отлично работают на благо и цели тех, кто их запускает и создает.


Сейчас никаких очередей нет и в помине, а все отделения работают в нормальном режиме. Тем не менее, слухи об очередях все еще есть и создаются эти слухи специально. Специальные люди даже готовы платить деньги за то, чтобы массовка постояла в очередях в банк "для картинки".

Все это создается специально для нагнетания паники и атаки на некоторые банки нашей страны.

Мы призываем вас оставаться спокойными, рассудительными, и не поддаваться на манипуляции других людей. Резкие необдуманные действия не только не спасают ваши сбережения, но и усиливают панику, помогая все глубже и глубже загонять страну в кризис. Не бегите в обменники, не гонитесь за курсом и не штурмуйте отделения банков. Помните о том, что все вклады до 700 тысяч рублей застрахованы. И не волнуйтесь.

По сети расползаются слухи, что Сбербанк готовится к деноминации рубля. Не очень понятно, что это конкретно значит, но слово "деноминация" для многих незнакомо, а потому пугает и заставляет бежать в банк закрывать счет.


На самом деле к деноминации может готовится Центробанк, который является единственным органом-эмитентом, а также Правительство, которое принимает решение о проведении подобной операции. Сбербанк, как и любой другой коммерческий банк, не может готовится к деноминации рубля.

Говорить о деноминации стали после инициативы депутата госдумы Романа Худякова, известного своими популистскими и сомнительными законопроектами. Деноминация — процесс исключительно технический и никак не отражается на состоянии экономики.

В частности, одним из главных источников этого слуха стал печально известный украинский портал "Цензор.нет". Вслед за ним эту новость перепечатали многие "независимые" украинские СМИ, с которых позднее слухи и поползли по социальным сетям.

Слух достаточно легко опровергнуть. Дело в том, что отзывает лицензии и банкротит банки Центральный Банк Российской Федерации. Однако в последнее время ЦБ не просто не банкротит банки, оказавшиеся на грани, а наоборот смягчает условия для их легитимного функционирования, затем чтобы на волне финансового кризиса они не утонули вместе со своими клиентами.

Сами же отделения банка и его банкоматы прекрасно функционируют, несмотря на все пессимистические прогнозы.

По стране периодически начинают ходить слухи о том, что та или иная платежная система приостанавливает свою работу. Иногда это Виза, иногда Мастеркард.

На самом деле платежная система является лишь "процессингом", которая обслуживает транзакции между банками. Даже если платежная система закрывается и перестает работать, деньги всегда можно снять в "родном" банкомате, который подключен к системам своего банка "напрямую". Например, так было с банком "Россия", когда Виза отказалась обслуживать его карты. Таким образом VISA может быть быстро заменена на любую другую платежную систему и даже во время переходного периода родные банкоматы банка будут работать.

Наконец, сами платежные системы всячески опровергают какие-либо планы по введению блокировок и отключению российских банков. Россия для них является серьезным рынком, который никто не намерен вот так просто отдавать.