16 лиц Евгения Миронова

2015-06-17 | 22:51 , Категория фото


Практически каждый современный большой российский актер так или иначе проходит «обкатку» театральными подмостками. Кому-то сценический опыт идет на пользу, кого-то сковывает, для Евгения Миронова работа в театре служит балансом его ролей в кино и на телевидении. Мы совместно с порталом Film.ru вспомнили несколько самых ярких кинотеатральных работ в карьере актера.

Лейтенант, «Перед рассветом»

Подлинным дебютом Евгения Миронова в кино принято считать психологическую притчу Александра Кайдановского «Жена керосинщика», где будущая звезда российского кино исполнил скромную эпизодическую роль. Мы лишь оттолкнемся от этого факта, чтобы с ходу познакомить вас со второй киноработой Евгения – и сразу главной ролью – в военной картине «Перед рассветом». Миронову в картине о случайно объединившихся в группу в попытке выжить в непростых прифронтовых условиях трех героях достался наиболее прямолинейный персонаж – работник НКВД. Можно сказать, что Евгению повезло, свои плечи молодому актеру подставили Валерий Рыжаков и Александр Панкратов-Черный, но и на фоне опытных товарищей молодое дарование не теряется.

Саша, «Любовь»

Прорывом в актерской карьере Миронова, несколько лет перед этим топтавшегося на пороге признания, стала роль в социальной драме Валерия Тодоровского «Любовь». Для Тодоровского «Любовь» стала всего лишь второй режиссерской работой, и волновался он наверняка не меньше молодых актеров, занятых в картине. Но отсюда в ленте и дух необыкновенной человечности, искренности и правдивости. В те годы, когда ни одно кино не обходилось без рэкетиров, проституток и перевернутых «Жигулей», «Любовь» обошлась чувствами и эмоциями. Критики засыпали фильм наградами, а Миронова авансами, которые актер поспешил оправдать.

Володя Полетаев, «Анкор, еще Анкор!»

Поработав над «Любовью» с Тодоровским-младшим, в 1992 году Евгений Миронов отправился к Петру Тодоровскому в трагикомедию «Анкор, еще анкор!». Картина одного из наиболее самобытных советских и российских режиссеров показала зрителю непривычного для того времени Миронова – яркого, пылкого, влюбленного. Его герой, необстрелянный лейтенант Володя, влюбляется в медсестру Любу, глаз на которую положил командир полка. В масштабах послевоенной армии не ахти какое событие, но для небольшого гарнизона, где все на виду, – трагедия огромного размаха. Критики высоко оценили новый образ Миронова и присвоили ему по итогам года звание лучшего актера страны.

Миша Вулах, «Лимита»

Если «Любовь» Тодоровского была романтическим оттиском нового поколения героев, то «Лимиту» Дениса Евстигнеева вполне можно назвать первым фильмом, препарирующим иную сторону новой эпохи. Лента рассказывает о становлении так называемых «новых русских», в ней два приятеля приезжают из провинции в Москву почти без денег, без связей, хотя и с кучей идей в голове, но жизненный путь их идет по разным колеям. Миронову досталась роль скромного очкарика, банковского клерка, занимающегося защитой компании от вредоносных программ, в то время как его ближайший друг зарабатывает взломом шифров. «Лимита» – не первая экранная встреча Евгения Миронова и Владимира Машкова, но совершенно точно определяющая, зрители «распробовали» дуэт и затем с радостью ждали каждой новой встречи.

Ст. лейтенант Коля, «Утомленные солнцем»

Оскароносную драму Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» в наш том можно было и не включать, конечно, роль у Миронова в ней не самая большая, но обойти стороной это поистине эпохальное событие для нашего кино не представляется возможным. Во-первых, сам Евгений с большим удовольствием вспоминает съемочный процесс, ведь ему довелось встретиться на площадке с огромным числом выдающихся актеров, включая самого Михалкова. Во-вторых, даже за небольшую свою роль Миронов получил приз. Ну а в-третьих, для Евгения свидание с «Утомленными» не закончилось одним фильмом, спустя шестнадцать лет актера снова призвали в строй для «Предстояния». А может ли быть что-то лучшей оценкой от режиссера, чем вызов актера на сиквел?

Коля Иванов, «Мусульманин»

Главная работа Евгения Миронова в последнем десятилетии прошлого века – это, безусловно, роль в драме Владимира Хотиненко «Мусульманин». Главный герой картины пробыл в плену у моджахедов семь долгих лет. Принявший ислам Николай после долгих странствий возвращается в родную деревню, где с его новым вероисповеданием оказывается жить совсем не просто. Заметьте, снято это кино задолго до американской и российской «Родин», за несколько лет до израильского «Пленника войны», тогда, когда мир и не помышлял о «башнях-близнецах», «исламском государстве» или «Аль-Каиде». Хотиненко ничего не предугадал, а Миронов не закрыл своей ролью тему, но фильм необыкновенно свеж даже сегодня, после двадцатилетней выдержки.

Капитан Алехин, «В августе 44-го»

Еще один военный фильм в карьере Евгения Миронова, и снова ярчайшая работа, врезавшаяся в память многим тысячам зрителей. Современные фильмы о войне далеко не всегда пользуются симпатией у тех, кто привык измерять драматизм Великой Отечественной картинами советских режиссеров-фронтовиков, но «В августе 44-го» Пташука пользуется заслуженным уважением. В ленте Миронов играет капитана оперативной группы контрразведки, охотящейся на территории уже освобожденной Беларуси за диверсантами. Яркая картина, динамичный сюжет, выпуклый образ – как фильм, так и работа в нем Миронова отмечены высокими профессиональными наградами, вручаемыми Федеральной службой безопасности.

Князь Мышкин, «Идиот»

Если 90-е прошли под знаком «Мусульманина», то 2000-е для Евгения Миронова определенно стали десятилетием «Идиота». Экранизация великого романа Достоевского, выполненная режиссером Владимиром Бортко в формате десятисерийного телесериала, сотворила настоящий фурор – рейтинги показа были велики не только для кинопродукции, но и для телевидения вообще. Влюбленный князь Мышкин с лицом Миронова теперь на долгие годы станет образцом актерского мастерства. Пронзительный взгляд, оголенный нерв, неудержимые чувства и детская непосредственность – Евгений выложился настолько полно, что неоцененным этот подвиг остаться не мог. Сериал с успехом прошел на российском ТВ и прокатился с показами по всему миру. Награды накрыли актера с головой, а вишенкой на этом призовом торте стало звание Народного артиста РФ.

Конек, «Космос как предчувствие»

Долгая дорога в космос началась для Евгения с драмы Алексея Учителя. 1957 год, на орбиту отправлен спутник, вся страна грезит скорыми межпланетными полетами, а космонавтом мечтает стать не только каждый школьник, но и взрослые через одного. В северном городке у моря разыгрывается драматичный любовный треугольник, в котором простодушный Конек не на жизнь, а на смерть сцепился с «политическим» Германом за сердце официантки Лары. В атмосфере всеобщих надежд, немыслимым образом уживающихся с закрытостью страны, герой Миронова мечтает о полете в космос, не видя того, что творится рядом с ним. Фильм получил главные российские призы – «Нику» и «Золотого орла», был отмечен «Золотым Георгием» Московского кинофестиваля.

Глеб Нержин, «В круге первом»

Когда в 2005 году режиссер Глеб Панфилов взялся за телевизионную адаптацию сочинения Александра Солженицына «В круге первом», он во многом положился на писателя. Солженицын сам написал сценарий, в некоторой степени руководил процессом на съемочной площадке и, конечно, оказал влияние на подбор актеров. Главная роль математика Нержина досталась Евгению Миронову, на него указал сам автор одного из основополагающих романов о тяжести советской системы. Тяжелый путь пошли не только герои картины, но и съемочная группа – работа над фильмом оказалась одним из главных жизненных испытаний для всех принимавших в ней участие. Российский зритель имеет возможность насладиться десятисерийным сериалом «В круге первом», иностранцам повезло меньше – они получили в свое распоряжение усеченную кинотеатральную версию ленты.

Прохор, «Охота на пиранью»

Из фильмографии Миронова может сложиться впечатление, что актер этот хоть и разноплановый, но за пределы драматического кино не выходящий. Сам Евгений такие заключения регулярно опровергает яркими, самобытными ролями, выходящими за рамки классических героев. Работой в триллере Андрея Кавуна «Охота на пиранью» Миронов в очередной раз доказал зрителям, что ничего невозможного для актера его калибра нет, что он может сыграть злодея, да такого, что сомнений в его инфернальности не останется даже у самого циничного поклонника боевиков. «Хозяин тайги», практикующий охоту на людей, – такой образ хотели бы примерить на себя самые именитые актеры, но всем на зависть Кавун увидел в этом образе Евгения, чем в очередной раз воссоединил на экране дуэт Миронов-Машков. На этот раз последний выходит победителем, но противостояние не окончено!

Павел и Петр Истомины, «Апостол»

В телесериале «Апостол», в работе над которым были заняты сразу три постановщика, Евгению Миронову выпало редкое для актеров удовольствие сыграть сразу двух братьев-близнецов. Радость эта «омрачалась» лишь тем, что тема и жанр телефильма не слишком располагали к улыбкам и ликованию – в военной драме Миронов играет роль одновременно и нацистского диверсанта, заброшенного в советский тыл, и сельского учителя, который должен стать заменой шпиону и влиться в агентурную сеть гитлеровцев. Для Евгения новый вызов стал еще одним шагом на пути к всенародному признанию, улицы по всей стране пустели, когда по телевизору начиналась трансляция очередной серии картины.

Федор Достоевский, «Достоевский»

Биографической драмой «Достоевский» Евгений Миронов словно еще раз двойной чертой подчеркнул свою необыкновенную связь с великим русским писателем. После блистательного «Идиота» Бортко шесть лет спустя экранный путь князя Мышкина закольцевался в восьмисерийном телевизионном проекте «Достоевский» Владимира Хотиненко. Почти два года шла изнуряющая работа над лентой, охватывающей тридцатилетний отрезок жизни Федора Михайловича, на который пришлись главные его свершения. Погружение Миронова в материал было невероятным, театральный опыт дал актеру возможность по-настоящему перевоплотиться и проникнуться духом эпохи, писателя, его романов. Вознаграждением за работу Миронову стал «Золотой орел» лучшему актеру телевидения 2011 года.

Сенька Пепел, «Пепел»

Снова многосерийный телевизионный проект, снова послевоенное время, в котором разворачиваются события картины, снова Машков и Миронов в главных ролях – это лента «Пепел» режиссера Вадима Перельмана, вышедшая на экраны ТВ в октябре 2013 года. Запутанный сюжет меняет героев Евгения и Владимира личностями – Сенька Пепел, вор-взломщик, которого играет Миронов, внезапно оказывается в форме советского офицера, а этот самый офицер, роль которого досталась Машкову, бегущий от репрессий, пользуясь случаем, начинает новую воровскую жизнь. Грандиозные масштабные съемки, прошедшие по северу России, не смогли впечатлить критиков, а вот зрители к «Пеплу» оказались крайне благосклонны – картина по итогам телесезона была признана самой рейтинговой.

Эрвин, «Вычислитель»

Еще один фильм, попавший в наш список из тяги к разнообразию, – фантастический боевик Дмитрия Грачева «Вычислитель». Очередная попытка Евгения выйти за рамки привычных образов привела актера на съемочную площадку в Исландии, где поклонники космической фантастики воссоздали таинственный мир далекой планеты, наполненной опасностями и ловушками. Герои фильма, возглавляемые Вычислителем Эрвином в исполнении Миронова, должны пройти через пустоши, населенные страшными тварями, чтобы спастись от смерти, на которую их обрекло общество будущего. Гениальный математик Эрвин просчитал каждый ход противника, свой и своей команды, эти вычисления позволят ему выжить в недружелюбных болотах. Картина получилась неровной, а Евгений выглядит в футуристических декорациях несколько искусственно, однако он единственное светлое пятно не самого удачного фильма.

Алексей Леонов, «Время первых»

Напоследок хотелось бы заглянуть в будущее. Одним из ближайших и наверняка самым важным проектом Евгения Миронова станет грандиозный проект «Время первых», рассказывающий о подготовке и проведении первого выхода человека в открытый космос. Миронов в картине Юрия Быкова сыграет нашего знаменитого космонавта Алексея Леонова. Сейчас студия работает над сложнейшими трюковыми сценами, которые не должны уступать в качестве куароновской «Гравитации», но мы-то знаем, что без улыбающегося лица Евгения ни один специалист по спецэффектам не сделает эту ленту живой. Остается только пожелать Евгению Миронову космических сил и ожидать результата – зрителей этот актер не разочаровывает никогда.