Не отвечают знатоки

2015-06-18 | 13:36 , Категория текст


Говорите, школьные знания средних и старших классов пригодятся? Ну-ну.

Вот ты — выпускник школы, теоретически умеющий даже брать интегралы. Как ты рассчитаешь упомянутый объём воздуха для кондиционера? Как учтёшь утечки тепла/холода, не имея на руках данных о тепловой проницаемости стен и объёмах вентиляции? Правильный ответ: никак, любой покупатель кондиционера просто откроет сайт и посмотрит рекомендуемые мощности кондиционирования на метраж или количество комнат.

Аналогично и с подключением высокой нагрузки. Ну-ка, выпускник, скажи-ка мне по памяти сопротивление медного провода сечением в миллиметр, посчитай, сколько тепла будет выделяться на единицу его длины при нагрузке оборудования в пять киловатт и до какой температуры он нагреется, с учётом теплопроводности стандартной ПВХ-изоляции. Что, ты не знаешь теплопроводности изоляции и скорости рассеивания тепла? Ух ты, а что же ты тогда считать собрался? Я скажу, как это обычно делают: берут с запасом, сверяясь по таблице. А на большинстве проводов прямо указан предельный ток при напряжении 220 В. Чтобы сопоставить две цифры, уравнения не нужны.

Может быть, ты, выпускник, оказавшись в заносе, резко вспомнишь школьную физику и рассчитаешь оптимальный путь торможения? И снова нет: когда счёт идёт на доли секунды, работают рефлексы.

Про остальное даже как-то упоминать неловко. Школьная химия — чисто теоретическая, для большинства она просто является эдакой игрой в цифры. Школьная история представляет собой адаптированный для детей вариант пропаганды — те, кто застал распад СССР, хорошо помнят, как резко поменялись учебники. Школьная география бесполезна настолько, что половина выпускников даже океаны перечислить не смогут. Школьный английский — лотерея: если попадётся хороший учитель, то будет толк, иначе дальше «май нейм из Васья» не пойдёт. Школьная физкультура — отличный пример воспитания в детях ненависти к любой физической нагрузке. Школьная литература — ещё один отвратительный вид пропаганды. Я ничего не имею против ознакомления детей с произведениями (хотя шизофреническая подборка классики удивляет), но заставлять их учить «правильное мнение» о произведении и проверять его сочинениями, где дети должны излагать якобы свои мысли — это прямой путь к двоемыслию.

Проблема школы в том, что не существует чёткой обратной связи между её деятельностью и обществом. Вот у вузов, готовящих конкретных специалистов, такая связь есть. У лицеев при этих вузах тоже есть некое подобие связи. А что средняя школа? Она даёт какое-то непонятное образование и сама же проверяет свою деятельность, скатываясь в схоластику и бесполезность. На все вопросы о качестве выдвигается корпус классических отговорок: мол, «мы учим учиться» и «лучше пусть у нас сидят, чем клей по подворотням нюхают».

А читать, писать и считать нынче даже в детских садах умеют.