А всё, что не по графику — на фиг, на фиг

2015-06-19 | 04:15 , Категория текст


Не секрет, что молодёжи (и вообще людям без опыта) проще всего найти работу в сфере обслуживания — в различных кафе, ресторанах, магазинах. О последних и пойдёт речь.

Неуважаемые владельцы и директора магазинов! Вы задолбали. Вы задолбали меня как соискателя и как работника. Вот лишь несколько эпизодов из моего опыта.

Если ищешь работу в магазине, почти везде сначала предлагают выйти бесплатно на два-три дня. Это называется «стажировка», на деле же новичок может потерять несколько дней и не быть принятым.

Почти ни в одном магазине одежды-обуви-бижутерии нет нормального служебного помещения. За смену, которая, на минуточку, длится 12 часов (а то и больше), можно только присесть половинкой задницы на сломанный стул в глубине захламлённого склада с товаром. Кушать при этом нужно или на коленях, или искать недорогое кафе рядом. Переодеваться — в закутке, где снуют грузчики, уборщики и сильно дует. Сумки и личные вещи полагается сваливать в одну кучу в другой закуток.

Сделать гибкий график в голову не приходит почти никому. Вам же на фиг не нужны четыре человека утром, когда в час один покупатель, но нет — смена у всех будет 12 часов. Продавцы будут уныло поправлять тряпочки на вешалках и считать часы до обеда. А ведь стоит только поделить рабочий день на шесть часов в утро и столько же в вечер — люди к вам потянутся! Молодые мамы, которым нужно успеть в шесть вечера забрать ребёнка из сада, например. Студенты дневного отделения, которые на работу могут прийти не раньше пяти часов. Сделайте пару дней в месяц, когда все сотрудники выйдут на полную смену, развесят только что пришедший товар, сделают инвентаризацию. Магазины, имеющие вакансию на полставки, жгут ещё больше. Приходишь устраиваться, а менеджер спрашивает, почему не хочешь на полный день, и жутко удивляется.

Вы запрещаете сотрудникам садиться в течение дня. Даже кассирам, которые не могут покидать кассу и будут стоя изнывать те же 12 часов с получасовым перерывом. Вы совсем озверели, что ли? Можно понять, когда магазин полон покупателей — тут не до отдыха, но ведь у вас в принципе стулья отсутствуют как вид мебели! У двадцатилетних девушек потом на ногах страшные синие варикозные вены от беспрерывного стояния, а вечером из-за отёка не застёгиваются сапоги. Что плохого, если в районе кассы будет пара стульев? Сделали девочки работу, разложили товар, сделали маркировку, а покупателей нет — пускай посидят! Или, опять же, сокращайте смену и увеличивайте количество рабочих дней в месяц. Кстати, в одном бельевом магазине управляющая заставляла просто стоять. Не поправлять упавший товар, не протирать полки, а стоять как изваяние. Руки при этом должны были быть исключительно вдоль тела (я не шучу!), нельзя было сцепить ладони, завести руки за спину. Сидя она наблюдала за продавцами — лепота… Я сбежала в первый же день.

Взрослые люди должны отпрашиваться у своей ровесницы в туалет. Без комментариев.

А после рабочего дня никто не расходится — нужно ещё вымыть полы и вытащить ящики с мусором на технический этаж. Так не везде, но встречается часто.

Перерывы поделены заранее между «старожилами». Если ты новенький, то на обед можешь сходить часов этак в пять, когда твой рабочий день начался в девять утра… Всего и не перечислить.

На моем пути встретился только один адекватный магазин. У сотрудников была раздевалка, поделённая на «М» и «Ж». В служебном помещении были стулья по количеству работников в смену — маркировать товар и делать прочее, не связанное с торговым залом, не запрещалось сидя. В туалет никто не отпрашивался — надо, значит, отлучился и пришёл. Предупреждали старшего по смене только об обеде. На обед можно было ходить вдвоём-втроём, и не было никакого расписания перерывов. Для уборки помещений были уборщицы. И если ты хотел работать в этом магазине и прошёл собеседование, тебя оформляли до выхода на работу или в день первого выхода.


Понимаю, что это крик в пустоту, что «так везде» и что пока есть выносливый молодняк, готовый работать, условия менять не будут. Но есть надежда, что это прочтут хотя бы несколько таких владельцев и директоров, и, может быть, задумаются. Задумаются о том, что можно избежать текучки кадров. Что можно и нужно сформировать дружный коллектив — надо только гнать в шею ваших «эффективных менеджеров» магазинов, которые есть сейчас. Что можно сделать условия труда если не прекрасными, то хотя бы переносимыми. Что люди хотят работать, готовы вкладывать в работу душу, но не у всех хватает здоровья носиться на ногах по 12 часов. А лучше попробуйте выйти в ваш магазин на день-два на полную смену в должности рядового продавца. Может, тогда дойдёт.

А пока студенты, молодые мамы и люди, которым нужна подработка на полдня, работают в фастфудах, делают бургеры и жарят картофель фри. Потому что у руководства этих фастфудов хватает мозгов делать гибкий график, комфортную комнату отдыха, раздельные раздевалки и оформление с первого дня выхода.