Восемь лет в параллельном измерении

2015-06-19 | 15:00 , Категория текст


Меня задолбала постсоветская система образования. Вся. В край.

Милая леди из отдела кадров пишет нам, что школа не развивает ответственность. Мол, поставили двойку — ну и фиг бы с ней. Не будем тут пенять на обобщение, но так и хочется спросить: а почему, почему возникает такая ситуация?

Давайте разбираться. В первую очередь советую милой леди, а также всем читателям с высшим образованием взять свой диплом и прочитать, что там написали когда-то в поле «специальность». Сильно сомневаюсь, что там написано «навыки делового общения». И даже «правильная дикция». Если вы хотите такой диплом, вам нужно идти… наверное, на курсы этикета. Или актёрского мастерства. Или ещё какого-нибудь business speaking. И если у вас к окончанию школы плохая дикция, это, конечно, очень печально, но вам к логопеду, а не в высшее учебное заведение за этим навыком надо.

А зачем же нужно высшее учебное заведение? Посмотрим ещё раз в поле «специальность». Да, вы не ошиблись: высшее учебное заведение выпускает специалиста. Профессионала. Каждое — конкретного. И выпускает оно для чего? Для работы по этой специальности. Это бакалавр. Ну, или же для того, чтобы он и дальше совершенствовался в данной специальности и двигал науку. Это, как вы догадались, магистр.

Но чу! Что же мы видим в реальности? Молодой специалист не может сразу же устроиться по своей, вроде бы, специальности. Что же произошло?

Давайте снова разбираться. А произошло событие, привлекательное вблизи и имеющее очень плохие перспективы: всеобщая и повсеместная доступность высшего образования. На первый взгляд, это неплохо: надо же, сколько специалистов появится! Да вот беда — не нужно столько специалистов. А люди всё идут и идут получать высшее образование, потому что все где-то там слышали, что это престижно. Получается абсурдная ситуация: высшее образование, нацеленное во многом на самообразование и умение искать знания, получают те, кто этим заниматься вовсе не хотят, как одногруппники девушки из истории «Стринги умственного труда». Люди платят деньги за…

А за что? На первый взгляд, за будущую возможность работать. Только вот рынок труда тоже не дурак и быстро просёк, что не каждый, у кого в дипломе указана конкретная специальность, является в ней специалистом. Вполне возможно, вместо того, чтобы учиться, он вовсю получал навыки делового общения, а за него работал более смышлёный. И выставляет рынок труда, не будучи дураком, новое требование: опыт работы. И получается тот абсурд, который сейчас правит бал почти везде: четыре-шесть лет подготовки конкретного специалиста просто не считаются. Как будто всё это время он вовсе не готовился к работе по своей специальности, а пропадал где-то в параллельном измерении.

Но вот параллельное измерение выкинуло из себя специалиста, он встал, огляделся и пошёл получать «опыт работы». Почему в кавычках? А потому, что по его специальности его не берут. Рынок труда не дурак и всё помнит, не забываем. И идёт наш специалист куда попало. Точнее — куда возьмут. Продавцом, оператором колл-центра, консультантом в магазин… На завод, на худой конец.

Да это же всё те самые люди, которые нас тут регулярно задалбывают! А не задумывались, почему они нас задалбывают? Да потому, что эти их места работы для них вовсе не места работы. Это перевалочные пункты. Очередное параллельное измерение, где нужно «отсидеть» год-два-три, чтобы наконец-то появился этот мифический опыт. Потому у нас никогда и не будет нормальной промышленности, что те места работы на заводах, где не требуется опыта, оккупировали такие вот специалисты. А дальше они с заводом связывать свою жизнь не намерены. Они хотят поскорее получить опыт и свалить. Ну, как вы думаете — будет ли вежливым оператор колл-центра, станет ли хорошо трудиться на заводе рабочий, который ежедневно занят тем, что запихивает себе в одно место обиду на то, что ему не позволено заниматься трудом, для которого его готовили пять лет? Скорее всего, нет.

Имеет этот пресловутый «опыт работы» и ещё один корень: раньше студентов отправляли по специальности на практику. Сейчас это мало где сохранилось, в основном на технических специальностях. Именно с этим и связано падение престижа «гуманитариев».

А знаете, что во всей этой системе самое страшное? То, что многие из этих специалистов обучались за бюджетные средства. Зачем? Чтобы осесть в конторах перекладывать бумажки. Понимаете, чем порочна система, которая требует от всех высшего образования? Мы из своего кармана выкладываем деньги на обучение людей, которые никогда не будут работать по специальности.

Юриста, который никогда не защитит вас в суде.

Экономиста, который никогда не рассчитает вашу зарплату.

Филолога, который никогда не расскажет вашим детям о литературе и не обучит их родному или иностранному языку.

Эта система нивелирует саму суть высшего образования. Низводит его на уровень курсов этикета и делового общения. Что с этим делать? Вопрос сложный. Тут нужны серьёзные изменения — как законодательные, так и в отношении общества к этому вопросу. А пока советую просто задуматься, что от такого положения вещей, когда куча вроде бы образованных людей вынуждены давить в себе гордость, можно легко прийти к ситуации начала XX века.