Размышления на фоне покупки подержанного Hyundai

2015-06-20 | 07:42 , Категория фото


На сей раз счастливым обладателем авто из России стал еще один сосед. Бюджет покупки был до 8000 долларов, рассматривали «свежие» KIA Rio, Hyundai Solaris и, если уже совсем ничего хорошего не будет, Ford Focus.

Уезжали мы, когда курс был 47, но уже на следующий день он стал 52 рубля за доллар. Перед поездкой, как водится, сосед засел в Интернет в поисках подходящего варианта и к своему удивлению нашел несколько московских автосалонов, торгующих подержанными иномарками по очень привлекательным ценам. Причем ценам настолько привлекательным, что был готов ехать хоть сегодня: нашел даже вроде как официального дилера KIA-Hyundai, предлагающего новые авто от 390.000 рублей, или около 8300 долларов. У соседа чуть крышу не снесло. Я говорю: подожди, давай-ка поищем в Интернете отзывы об этом якобы дилере. Находим, читаем: «развод» и «кидалово», причем разводят преимущественно приезжих по схемам, о которых уже не раз писали.

Найденные соседом другие «сладкие предложения» по отзывам также не вызвали доверия. У нас машины в таких комплектациях стоят по 12.500 долларов с учетом пригона, а там – 8300. Я сказал, что чудес не бывает, на такие вещи лучше не тратить времени, а чтобы минимизировать расходы и не ездить далеко, смотреть близлежащие регионы – Брянск, Смоленск. Причем решили, что будем брать машину с рук. Проконсультировавшись с нужными людьми, я знал, что покупать нужно только у собственника, поэтому все объявления, в которых автомобили были на «транзитах», отметались.

В итоге мы подобрали три варианта из Брянска: Hyundai Solaris 2011 года в кузове седан, хэтчбек того же года и еще один Solaris в хэтчбеке, но уже 2012 года. Созвонились с продавцами, назначили день встречи.

Приехав в Брянск, мы ради интереса решили прошвырнуться по авторынку. Нашли два Ford Focus – оба 2007 года, но один, средней комплектации, стоил 385.000 рублей, а второй, уже на «литье» и явно побогаче, – 315.000. Второй автомобиль стоял без «номеров, продавца рядом не было. Мы подошли к тому, кто продавал первый Focus. Спрашиваем: что так дорого? Дескать, вон стоит машина лучше и дешевле. Он невозмутимо ответил, что готов уступить 20 тысяч, что он второй владелец этого авто, есть ПТС, а если уж мы хотим дешево и непонятно, то можем искать продавца той машины, но потом чтобы не удивлялись. Мы поулыбались, купили SIM-карту для телефона и пошли звонить продавцам тех авто, с которыми назначили встречу.

Первым по списку был Solaris 2011 года с мотором 1.4, в неплохой комплектации, с пробегом 107 тысяч километров. У нас, по словам соседа, цены на такие авто стартовали с 10.500 долларов. На встречу приехал молодой парень, машина оформлена на него, проездил 1 год и 2 месяца. Все, что было указано в объявлении, подтвердилось, даже дефекты. Цена – 390.000 рублей. Я с ходу спросил: расписку напишете, ксерокопию паспорта дадите? Он ответил: без вопросов. Про расписку это я так спросил – для проверки, но хозяин ее выдержал.

Поскольку это была первая машина, мы не стали торопиться, хотя она нам понравилась. Сказали, что хотим посмотреть другие, и уехали.

Второй Solaris в хэтчбэке был победнее комплектацией, но и стоил на 30.000 рублей дешевле. Продавец сказал сразу, что торгов не будет независимо от того, какие недостатки мы обнаружим в автомобиле. Я сразу же спросил про расписку, мужчина ответил, что ничего писать не будет, что машина двоюродного брата, он только продавец, что деньги отдавать ему, а все вопросы решать с братом… Понимая, что этот вариант мы, скорее всего, отвергнем, я решил все-таки осмотреть кузов. Открыв заднюю левую дверь, увидел шершавое напыление - машину подкрашивали, но даже не удосужились как следует заклеить дверной проем. Поднимаю коврик багажника, смотрю складку под "запаской" - понимаю, что машина была ударена в заднюю часть, причем ударена хорошо, о чем свидетельствовал и новый задний фонарь. Мы сказали спасибо и уехали.

Стали звонить по третьему Solaris, который 2012 года, по телефону ответили, что его уже едут смотреть другие белорусы. Мы решили не составлять конкуренцию и подождать результатов торгов. Позже перезвонили - машину забрали.

Решили, что нужно возвращаться за той, которую смотрели первой. Созвонились с продавцом, он приехал с другом, объяснил: "Мы боимся, чтобы вы не ударили по голове и не забрали себе машину". В свою очередь мы признались, что опасаемся тех же действий с их стороны, поэтому деньги передадим, только когда получим «транзиты». Друг продавца начал говорить, что «у них все просто», а я ответил, что там, где просто, обычно и бывает «засада», и чтобы они не волновались – мы доставим их обратно, если нужно.

Вместе мы на двух машинах поехали в ГАИ. Никакого задатка не давали. В отделе регистрации я «выпал в осадок», причем не столько от количества людей, сколько от организации процесса.

На часах было около 16 часов. Глянув на очередь, я подумал, что мы не успеем оформить машину сегодня. Но ребята сказали, что главное - взять талон: если взял талон, то пройдешь сегодня, потому что ГАИ работает до последнего талона, в какой-то момент их просто перестают выдавать.

Казус возник у нас с новым владельцем. Сосед с нами не поехал, был только его дядя, но у нас был его паспорт. Надеясь на то, что в России действительно «все просто», мы подали в окошко документ, подтверждающий личность, но без наличия самой личности. Девушка на нас косо посмотрела и отказала: мол, не положено.

Я вышел на крыльцо, стал звонить соседу, спрашивать, что делать в сложившейся ситуации. Он сказал оформлять на дядю, что мы и сделали.

Когда нужно было предоставить машину на осмотр, выяснилось, что в ключе села батарейка: то есть штатный ключ машину открывал, но сигнализация блокировала зажигание. Сели в нашу, поехали в ближайший магазин за батарейкой.

По возвращении нам предоставили информацию по авто: все чисто, нигде оно не числится. На вопрос, дадут ли справку, ответили утвердительно. На все про все в ГАИ у нас ушло около полутора часов.

Дальше был расчет. Доллары мы поменяли еще в Беларуси за день до поездки. Продавец попросил подъехать с ним к банку, чтобы он положил всю сумму на карточку и таким образом еще и проверил подлинность купюр. Нужно сказать, что это удалось сделать только с шестого раза.

В итоге машина обошлась нам в 380.000 рублей. Хозяин сбросил «десятку», отдал летнюю резину, в машине был залит полный бак бензина. Как нам показалось, нас «развели» на транзитных «номерах»: в России есть два вида «транзитов» - с регионом в желтом квадратике и железные с буквой «Т». Так вот, нам сказали, что первые закончились и нам нужно заплатить за железные, а они стоят раза в два дороже. Ну да ладно.

В целом эмоции от оформления машины только положительные. Людей много, но все четко, нет негатива, дежурит охрана. В зале работают консультанты, которые в случае необходимости даже на бумажке расписывают алгоритм действий и указывают, куда идти. Оплата на месте, спускаешься вниз – там недорогое кафе.

На свой страх и риск мы решили ехать домой без страховки. Российскую часть пути проскочили быстро и уже на границе решили оформить полис. Родина встретила нас привычным равнодушием, если не сказать хамством.

Выехали мы около 5 часов утра. На границе нашли ларек «Белгосстраха», спросили о страховке. Агент был весь в работе, сказал, что у него еще 6 техпаспортов, придется подождать около часа. Предложил нам сходить «через дорогу» - в другую контору. Мы прошли метров 250 и увидели другой ларек – компании ТАСК, рядом с ним стоял мужчина и щелкал семечки. Мы спросили, оформят ли нам страховку. Он ответил, что страхуют только на Россию, мол, идите через дорогу. Взяло зло, что нас пинают как футбольный мячик. Я спросил у мужчины его фамилию и должность, в ответ на что он сказал: «Я вообще тут не сижу», развернулся и ушел. В третьем месте нам также отказали, в итоге мы плюнули и поехали без страховки – до дома оставалось каких-то 40 километров.

Добрались нормально, отдал ключи соседу, попросил никуда не ездить, пока нет страховки. В понедельник поехали в страховую. Оказалось, что в Гомеле полис стоит около 40 тысяч белорусских рублей. Видимо, за такую сумму на границе с нами просто не хотели возиться.

Дальше было общение с "Белтаможсервисом" – нужно же было заплатить утильсбор. И в этом деле наше государство проявило себя.

Приехали мы где-то в 18.15, написано было, что работают до 20.00. Обрадовались, что не поздно, что за день все сделаем, но не тут-то было. Окошек штук 10, но в них никого. Нашли одну девочку, она выдала нам квитанцию для оплаты и сказала, что прием документов будет осуществляться завтра с 9.00 до 13.00. На наш вопрос «А почему не сегодня?», мы внятного ответа не получили. Оплаты на месте нет, нужно ехать в банк.

В квитанции к оплате – 650.000 рублей непосредственно утильсбора и около 240.000 рублей за услуги "Белтаможсервиса". Что мы получили за эти деньги, читайте дальше.

На следующий день около 8 утра мы были на месте и оказались третьими. В 9 часов начали обслуживать, наша очередь подошла через час (напомню, что в Брянске за полтора часа мы успели оформить машину). Девушка в окошке постоянно консультировалась с женщиной из соседнего, в итоге сказала, что на обработку документов понадобится еще день, – приезжайте завтра. В итоге, чтобы уплатить утилизационный сбор, нам пришлось съездить в "Белтаможсервис" три раза! Спрашивается: за что 240.000?!

В конечном итоге машина обошлась в 8080 долларов плюс около 70 оформление, около 90 – утильсбор и услуги "Белтаможсервиса". Но это машина 2011 года с ABS, ESP, подогревом сидений, мультирулем, полным электропакетом и даже подогревом лобового стекла, на литых дисках. Из дефектов – с правой стороны чуть поцарапан задний бампер, отколот кусочек катафота, сам бампер чуть смещен, надорван передний бампер – хозяин признался, что наехал на люк. Но это вовсе не критично, так как машине почти 4 года. Сосед остался доволен покупкой, а я получил возможность еще раз поразмышлять о том, чего мы не умеем и как жить мы не хотим.

Я долго работал в России, часто туда езжу, у меня свое отношение к этой стране, да и к Беларуси тоже. Но больше всего удивляет, когда кивают на РФ, дескать, там до сих пор медведей гоняют. А что творится у нас?! Я называю нашу страну болотом в центре Европы. Никому ничего не нужно! Отношение – никакое! Цены – полный атас! В очереди на регистрацию в Гомеле стоял новый KIA Rio, 1,6 бензин, в хорошей комплектации. Разговорились с владельцем. Сам он за ней не ездил – доставили. За все про все – 12.500 долларов. У нас «база» в салоне стоила 15 тысяч! О чем можно говорить? И после этого отдавать 13 тысяч за новый Geely?! С кем мы с такими ценами собрались конкурировать?!

Перед Брянском – линия так называемого придорожного сервиса. Стоит домик, в заборе ниша, пристроен самодельный ларек с надписью «Домашняя выпечка». Вышли посмотреть – беляши, пирожки, микроволновка. Сидит женщина: пожалуйста, покупайте, сама пеку.

Пристройка к следующему дому – шиномонтаж. В самом Брянске, пока искали, где купить SIM-карту, на глаза попалась мойка на два поста во дворе частного дома. В очереди – несколько не самых дешевых машин, во дворе - Porsche Macan хозяина дома. Сам ходит в сапогах и фартуке, все аккуратно, оборудование хорошее. Подошел поздороваться, сказал, что мы из Беларуси, поинтересовался, как ему разрешили открыть мойку в частном секторе. Сказал, что пришлось обивать пороги, пока воду подводил, заставили поставить очистку. Я не выдержал, засмеялся. "И все?" - спрашиваю. Да, говорит, я ИП, работаю сам, мой сын и его друзья, все официально. Налог заплатил – меня никто не трогает. Может, к концу года придет какая проверка, найдут нарушения – дадут штраф, по-божески все.

А что у нас? Кто разрешит открыть что-то подобное под домом?! И при этом человека не обязали облагородить территорию вокруг мойки, выложить все тротуарной плиткой и еще пожертвовать что-то городу. Простой и понятный бизнес: вложил рубль, заработал два, создал рабочие места, государство получает с тебя какую-то копеечку, ты получаешь свою – все довольны. У нас же "гаражникам" предложили легализироваться. Не знаю ни одной истории, чтобы человеку удалось все сделать быстро и без нервов, чтобы это было выгодно.

Можно долго сравнивать и рассуждать, но факт остается фактом. Обидно только, что смотрим мы совсем не в ту сторону, куда хотелось бы.