Кровавый спорт: история создания и все за кадром

2015-06-23 | 20:30 , Категория фото


Эпохальное кино для компаний ребят пост-советских дворов

Год: 1988

Страна: США

Режиссер: Ньют Арнольд

Жанр: драма, спорт, биография, боевик

Бюджет: $1 500 000

Сборы в США: $11 806 119

К 1987 году, когда на Cannon Group закипела работа на «Кровавым спортом», Ван Дамм уже шесть лет кряду обивал студийные пороги и заваливал продюсеров своими резюме. Ради голливудской карьеры он поставил на карту все, что имел – известность в родной Бельгии, семью и собственный спортзал, а куцая фильмография исчерпывалась пятью строками, причем в двух фильмах он играл в массовке, третий был короткометражным, а на четвертом Жан-Клод и вовсе работал каскадером. Сравнительно заметным можно было назвать только боевик «Не отступать, не сдаваться», но его мало кто видел даже в США.

После увольнения из «Хищника», Ван Дамм решил, что время скитаний для него закончилось и пора брать быка за рога. Еще в начале 80-х в Гонконге он познакомился с Менахемом Голаном, пообещавшим сделать из него звезду. Конечно, Голан сказал это лишь для того, чтобы отвязаться от навязчивого парня, подсовывавшего ему франкоязычную прессу о себе любимом, но Ван Дамм-то этого не знал! Попытавшись встретиться с продюсером официальным путем, договорившись через секретаря, и получив несколько отказов, Жан-Клод попросту подкараулил Голана на улице, где без лишних предисловий продемонстрировал ему коронный удар ногой с разворота – пятка остановилась лишь в нескольких сантиметрах от головы продюсера.

Впечатленный Менахем тут же назначил Ван Дамму собеседование. Легенда гласит, что, опоздав на три часа на встречу, Голан узнал, что все это время Жан-Клод прождал его, сидя на шпагате между двух стульев. Других рекомендаций продюсеру не требовалось, и Ван Дамм подписал свой первый полноценный контракт на исполнение главной роли. По меркам Cannon Group, проект был пустячным – полтора миллиона бюджета, съемки в Гонконге и всего $70 тыс. ведущему актеру. Но в глазах Ван Дамма все выглядело совсем иначе.

Во-первых, сценарий «Кровавого спорта» позволял ему продемонстрировать фирменные приемы – помимо удара с разворота это был еще прыжок со шпагатом в воздухе. Во-вторых, восточные единоборства хоть постепенно и выходили из моды, но были еще достаточно актуальны.

Командовать парадом продюсеры поручили Ньюту Арнольду, помощнику режиссера, работавшему у Голана на «Алане Куотермейне и Потерянном золотом городе» и «Техасской резне бензопилой 2» и «Вторжении в США». В качестве режиссера он снял всего два хоррора, причем последний – за шестнадцать лет до описываемых событий. Получалось, что на проект была брошена не самая опытная команда, но полтора миллиона оказались как раз той самой суммой, которой продюсеры были готовы рискнуть.

Поскольку коммерческий потенциал недорогой постановки с неизвестным актером был невелик, на роль главного антагониста, чемпиона кумите Чон Ли, Голан решил пригласить жанровую звезду – Боло Ёнга, позаимствовавшего свой псевдоним в «Появлении Дракона», где играл вместе с самим Брюсом Ли. Не остался в стороне и Ван Дамм, устроивший на картину своего спарринг-партнера и давнего друга Майкла Куисси (каратист, которому Ёнг ломает ногу). В последствии Куисси стал известен по роли Тон По из «Кикбоксера». Сенсея Танака сыграл Рой Чио, тремя годами ранее засветившийся в прологе «Индианы Джонса и Храма Судьбы» (Лао Че, покупатель Мухачи).

Название «bloodsport» было придумано самим Фрэнком Дюксом — человеком, историю жизни которого в общих чертах рассказывает картина. Будучи мастером боевых искусств, Frank W. Dux стал первым европейцем, победившим в турнире кумитэ (в 1975-м). По ходу турнира он также установил несколько рекордов, а после карьеры бойца основал свою школу в США. В одном из своих самых эффектных публичных выступлений, которое можно найти в интернете, Фрэнк разбивает пуленепробиваемое стекло голой рукой. Дюкс был консультантом фильма «Кровавый спорт», тренировал Ван Дамма несколько месяцев перед съемками, поэтому основанность фильма на реальных событиях в данном случае не пустые слова.

На съемках они очень подружились, и предчувствовавший звездный прорыв Жан-Клод обещал ему аналогичное место на всех своих картинах, но так и не сдержал слова. Дошло до того, что Ван Дамм даже не поставил его в титры своего режиссерского дебюта, «Поиска», хотя, по словам Дюкса, снимали фильм они вместе. Последовавшая ссора выволокла на белый свет много грязного белья, в частности тот факт, что обязанностями Фрэнка на «Кровавом спорте» была демонстрация Ван Дамму приемов – не смотря на собственные речи, якобы Жан-Клод не имел и приблизительного понятия о карате. Суд по «Поиску» Дюкс проиграл, и лишь спустя семь лет Ван Дамм пошел на мировую, обещав ему два с половиной процента от сборов «Кумите», который собирался поставить по сценарию Фрэнка.

Снявшись в «Кровавом спорте», Ван Дамм тут же укатил на Мальту на площадку «Черного орла»: Жан-Клод был уверен, что один хит у него в кармане и нужно ковать железо, пока горячо. Но из Штатов пришла тревожная весточка: бюджет израсходован, монтаж не готов, а Арнольд не желает работать бесплатно. Понимая, что пленка вот-вот угодит в корзину, Ван Дамм упросил продюсеров повременить и позволить ему лично заняться картиной – пускай задаром, пускай без упоминания в титрах.

В итоге лишь усилиями Жан-Клода картина была спасена и вышла на экраны. Дебютировав в ограниченном прокате, к немалому удивлению скептиков, «Кровавый спорт» привлек к себе большое внимание – в то время, как вошедшие в первую десятку «Джексон Мотор», «Трое мужчин и младенец», «Огонь на уничтожение» и даже «На грани безумия» в среднем собирали по $2 тыс. с зала, открывшийся 123-мя экранами «Кровавый спорт» сделал по $4,2 тыс. с копии, отбив треть своего бюджета.

Роль жестого китайского мастера Чонг Ли стала звездным часом Боло Йенга, тяжелоатлета, бодибилдера и просто актера с незабываемой внешностью. Интересно, что на момент съемок ему было уже 43 года, но по великолепной форме этого совсем не скажешь. В «Кровавом спорте» происходит первое экранное противостояние Боло и Жан-Клода, а потом будет ещё «Двойной удар».


Удар кулаком в шпагате персонажа серии видеоигр Mortal Kombat Джонни Кейджа основан на сцене из этого фильма
На видеоносителях фильм собрал больше 50 миллионов долларов