Шлитци Сёртис маленький, большой человек

2015-06-24 | 22:15 , Категория видео


Образ этого человека известен многим – его активно используют пользователи Интернета в качестве аватара. Лысая голова грушевидной формы, широкая улыбка идиота, большие уши. Многие даже считают, что подобная картинка – плод работы фотошопа, и мало кто знает, что описанный выше человек – это Шлитци, человек удивительной судьбы, большой актер и артист, очень известный в свое время.

Шлитци, известный как Шлитци Сёртис, - американский актер, участник цирков и шоу уродов. Более всего прославился ролью в знаменитом фильме 1932 года 'Уродцы'.

Настоящее имя Шлитци (Schlitzie) так и остается невыясненным, есть версия, что при рождении мальчика звали Саймон Метц (Simon Metz). Позднее его официальным именем стало Шлитци Сёртис (Schlitze Surtees). Точная дата рождения его также не является достоверной – кто-то называет 1901 год, другие – 1892-й. Та же путаница постигла и место рождения Шлитци – это может быть как Санта-Фе (Santa Fe, New Mexico), так и Юкотан (Yucatán, Mexico). Определить точно все эти даты невозможно, так как за свое детство Шлитци прошел через несколько усыновлений и поработал во многих местах, используя псевдонимы.

Он родился с микроцефалией – этот врожденный порок обычно означает маленький, недоразвитый мозг и череп и очень маленький рост. Так и вышло – рост взрослого Шлитци никогда не превысил 122 сантиметра, у него была умственная отсталость, да и внешность его не оставляла сомнений в его нормальности. Так, у Шлитци была маленькая головка грушевидной формы, узкий лоб, огромные уши, а увенчивала все это постоянная улыбка, которая сразу же наводила на мысль о его неполноценности. Предполагалось, что мозг Шлитци остановил свое развитие на отметке в 3-4 года, однако те, кто знал его, утверждали, что он прекрасно соображал, обладал очень быстрой реакцией, и в целом был очень приятным в общении парнем.

О семье Шлитци ничего не известно, а сразу после рождения Шлитци попал к опекунам, как это часто и бывало с детьми с отклонениями. В те времена люди не стеснялись глазеть на человеческие уродства, а потому ребенок с отклонениями, отличавшийся от всех остальных, всегда означал для определенного сорта дельцов деньги.

Итак, с самого раннего детства Шлитци видел вокруг себя зрительское внимание, атмосферу карнавалов, цирков и ярмарок, и, возможно, что он именно так и воспринимал жизнь – как один большой карнавал. Он был очень жизнерадостным, на лице его буквально жила улыбка, а потому публика платила ему тем же – маленького уродца любили все.

Тем временем Шлитци сменил последовательно нескольких опекунов, которые так или иначе относились к нему хорошо – Шлитци просто не за что было не любить, он был совершенно безобиден, и при этом прекрасно понимал, что от него хотят, и исполнял все с той же детской улыбкой на лице.

Шли годы, люди вокруг становились старше и мудрее, и только Шлитци пребывал все в том же детском и безмятежном состоянии, и казалось, что время над ним не властно.

Его хозяева, руководители трупп и шоу, всегда наряжали его в девчачьи платьица, и со временем у него наработался собственный имидж – лысая маленькая головка (зачастую с бантиком), детское платьице в оборках, обязательная идиотская улыбка на лице. Впрочем, те, кто хорошо знали его, утверждали, что он был гораздо умнее и глубже, чем показывал. Так это было или не так, сказать сейчас совершенно невозможно.

1920-е и 1930-е годы стали пиком карьеры артиста, он был очень популярен у публики и сменил множество коллективов – 'Ringling Bros.', 'Barnum & Bailey Circus', 'Clyde Beatty Circus', 'Tom Mix Circus', 'Crafts 20 Big Shows' и 'Foley & Burke Carnival'.

В 1928-м он начал выступать с 'The Sideshow'.

Настоящая слава пришла в 1932-м, когда вышел знаменитый фильм Тода Браунинга (Tod Browning) 'Уродцы' ('Freaks'), и о Шлитце узнала вся страна, а затем и весь мир.

Он играл в фильме самого себя, то есть микроцефала, и роль его подкупала своей выразительностью и непринужденностью. Позднее он появлялся на экранах и еще, однако именно 'Уродцы' сделали Шлитци знаменитым актером.

В середине 1930-х Шлитци работал с цирком 'Tom Mix Circus', именно тогда опеку над ним взял Джордж Сёртис (George Surtees), он официально усыновил Шлитци и дал ему свою фамилию. Рассказывали, что Джордж заботился о Шлитци как о родном сыне, и они оставались вместе до самого 1965-го, когда Джордж Сёртис умер.

После смерти опекуна его наследники, которые не имели отношения к шоу-бизнесу, определили Шлитци в лечебницу для психически больных. Известно, что он по-настоящему страдал там. Вся его жизнь до этого была одним большим карнавалом, и Шлитци был уверен, что именно такой она и должна была быть. Однако вместо карнавала он получил унылые стерильные стены и больничную тишину. Шлитци был очень подавлен, а позднее впал в депрессию.

Однако, к счастью, вскоре жизнь снова повернулась карнавальной стороной – шпагоглотатель Билл Анкс (Bi
ll Unks) смог убедить больничное начальство поручить ему маленького артиста, и после недолгих раздумий было решено, что Шлитци снова может быть свободен и выступать.

Так он снова попал в привычную атмосферу ярмарок и цирков.

Шлитци оставался артистом до самой своей смерти – даже когда он просто прогуливался по улицам и видел, что люди замечают его, он считал должным дать небольшое представление, продемонстрировав несколько ужимок и номеров.

Он умер в возрасте 70 лет от пневмонии, произошло это 24 сентября 1971 года. В его документах было указано имя – Шлитци Сёртис, и именно под этим именем артиста похоронили на кладбище Queen of Heaven Cemetery в Роуленд Хайтс (Rowland Heights).

Приличный памятник на его могиле появился лишь много позднее, уже в 2009 году.

Schlitze's big scene - Tod Browning's Freaks 1932