Интересные факты о строительстве путей через Обь

2015-06-29 | 23:47 , Категория фото


К открытию Бугринского моста в Новосибирске - самые интересные факты о строительстве путей через Обь в столице Сибири.

Первый железнодорожный мост
1. Его начали строить еще в 1893 году. Долгое время считалось, что место было выбрано русским писателем, инженером и путешественником Гариным-Михайловским. И именно постройка моста в районе села Кривощеково дала толчок рождению города. Но об отце-основателе Новосибирска некоторые историки готовы поспорить. Ученые доказывают, что место было выбрано не Михайловским, а его коллегой - Викентием Ивановичем Роецким (также его фамилию пишут как Роецки: путеец был поляком). Но так как Гарин-Михайловский еще в царские времена симпатизировал большевикам и даже помогал им материально, отцом-основателем Новосибирска в советское время объявили именно его, а о Роецком незаслуженно забыли.

2. Мост строился четыре года, на это было потрачено около 2 миллионов рублей. Испытывали прочность моста паровозами - по нему пустили сразу четыре пыхтящие машины.

3. В 1980-х годах у первого железнодорожного моста появился второй путь, то есть поезда могли проходить через него одновременно в двух направлениях. А в 2000-м первый путь решили демонтировать. На память одну из пролетных конструкций моста, построенного еще в царское время, сохранили. Ее можно увидеть в качестве экспоната в парке «Городское начало» на набережной.

Комсомольский мост
1. Это второй железнодорожный мост возле разъезда Иня, рядом с Северо-Чемским жилмассивом. Официально он носит имя Коммунистического интернационала молодежи. А на одной из опор есть даже надпись-аббревиатура: КИМ.

2. Его возвели меньше чем за год! Строительство началось в декабре 1930-го. Работы велись в 40-градусный мороз в три смены всем Новосибирском. Ведь партия приказала построить мост к октябрю следующего года! Чтобы не сорвать сроки, на стройку призвали 150 заключенных. Помимо этого в день на объекте трудились по полторы-две тысячи комсомольцев. Строили даже по ночам, без выходных. И успели. 17 октября 1931 года по новому мосту прошел первый поезд.

3. В то время мост был признан самым большим двухпутным железнодорожным мостом в СССР.

Коммунальный мост
1. Мост соединил Ленинский и Октябрьский районы города. И официально называется Октябрьским, но в народе прижилось другое имя - Коммунальный. Он был построен в 1950-х годах. До него левый и правый берега Новосибирска летом связывал «плавучий» понтонный мост, а зимой - ледовая переправа. Уже во время строительства было решено поменять проект моста - сделать его проще. Виной тому постановление Хрущева о борьбе с излишествами в строительстве и архитектуре. Так, левобережная дамба из соображений экономии материала в своей средней части ниже, чем по краям. Изначально проект предусматривал украшение моста торшерами со светящимися на них звездами. Но и от этого в результате отказались.

2. На испытаниях по мосту прогнали десятки грузовиков с песком и щебнем - сохранились интересные архивные фото. В начале 1960-х годов Новосибирск потрясло громкое ДТП: такси с пассажиркой упало с Коммунального моста в Обь, проломив ограждение, с тех пор бордюры заменили, они стали выше и безопаснее.

3. 4 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов на истребителе МиГ-17 пролетел под мостом в метре от воды. Пилот приехал в Новосибирск из Канска на летные тренировки, а трюк выполнил ради забавы - человек просто мечтал пролететь под этим мостом.

Происшествие освещали не только советские, но и иностранные СМИ. Летчика арестовали и хотели отдать под суд за воздушное хулиганство. Но министр обороны СССР Родион Малиновский все-таки оценил смелость и талант пилота и приказал вернуть летчика к полетам.

- Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был - дать 10 суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский, - гласила тогда телеграмма, отправленная в Новосибирск.

Сфотграфировать момент пролета Валентина Привалова под мостом, конечно, никто не успел - все произошло слишком быстро и слишком неожиданно. Спустя несколько лет неизвестный мастер выполнил этот фотомонтаж.

Мост через шлюз Новосибирской ГЭС
1. Мост через плотину Новосибирского водохранилища и саму ГЭС открыли в 1960 году. Курировал стройку лично Никита Хрущев, ради этого даже четыре раза приезжал в Новосибирск. Один из визитов чуть не закончился скандалом, первый секретарь ЦК КПСС остался недоволен темпом строительства, а еще дороговизной проекта.

2. Ради экономии кто-то предложил сделать дорогу через плотину шириной всего 4 метра. Но все-таки инженеры отстояли вариант в 9 метров, благодаря чему машины могут ездить теперь по мосту в два ряда, а не в один.

3. В 2007 году мост реконструировали. При этом впервые асфальт укладывали зимой. После ремонта ширина проезжей части моста увеличилась до 10 метров.

Димитровский мост
1. Соединяет проспект Димитрова на правом берегу и проезд Энергетиков на левом, построен за семь лет - в 1970-х. Изначально в плане мост был шире - рассчитан на восемь полос, но из-за нехватки денег решили ограничиться шестью полосами.

2. Испытания моста проходили 4 ноября 1978 года, на него выехали грузовики с песком и бетонными плитами. После чего навстречу друг другу двинулись колонны радостных строителей и горожан.

3. Конструкция у моста необычная - цельносварная, то есть нет болтовых соединений. При этом была поставлена задача, чтобы сварочные швы не деформировались зимой в нашем суровом климате. Ради этого была разработана специальная аппаратура, а строители прошли спецобучение.

Метромост
1. Соединяет станции метро «Студенческая» и «Речной вокзал» с 1986 года. Некоторые инженеры предлагали его строить не над водой, а под ней. Но идея не нашла одобрения. Общая длина сооружения составляет 2145 метров. Это самый длинный крытый метромост в мире.

2. Испытание моста проводил батальон Сибирского военного округа. Солдаты загрузили в вагоны мешки с песком. В результате по мосту прошли четыре состава, в каждом - по пять вагонов весом 32 тонны.

3. Зимой мост сокращается, а летом растягивается на 50 сантиметров, поэтому на опорах установлены ролики, на которых качается вся коробчатая конструкция. Изменение длины происходит из-за перепада температур.

Третий мост - Бугринский
1. Мост с самым большим в России и СНГ арочным пролетом длиной 380 метров открылся 8 октября 2014 года, а строительство сооружения началось еще в 2009 году.

2. Прочность моста испытали 16 груженных песком КамАЗов общим весом более 450 тонн. Пропускная способность - 28 тысяч автомобилей в сутки.

3. Бугринский мост побил все рекорды по популярности еще до открытия. Он стал самым популярным объектом фотографов в 2014 году. Его снимают во всех ракурсах, даже с вертолета. Особенно красив мост ранним утром, когда по воде стелется туман, а также ночью - когда в Оби отражаются многочисленные огни.

А напоследок немного инфографики. Обратите внимание, что наш Бугринский мост - четвертый в мире по протяженности и длине одного пролета!