Танковый эвакуатор Diamond T 980

2015-07-12 | 11:21 , Категория фото


Сегодня многие из нас с удовольствием знакомятся с живой историей автомобилестроения на разного рода реконструкциях и выставках, где экспонируется воссозданная силами энтузиастов техника минувшего века.

Место для исторической экспозиции нашлось даже на специализированной выставке «Армия-2015». Но, как говорят военные, у каждой медали есть две стороны (или, как говорят гражданские, у каждой палки есть два конца): если машина по какой-то причине не может быть найдена и восстановлена, то ее, получается, вроде бы и не существовало. Таким «призраком» и стал легендарный Diamond T 980/981, поставлявшийся в СССР из США в рамках ленд-лиза, воевавший на фронтах Великой Отечественной и участвовавший в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы.

По просьбе англичан

Трёхосный 12-тонный тягач с колесной формулой 6×4 Diamond T 980 проектировался уже в ходе Второй мировой войны как танковый транспортер (как сказали бы сегодня у нас – эвакуатор) в соответствии с требованиями британской военной закупочной комиссии. Пословица «на охоту ехать – собак кормить» имеет и английский аналог, причем англичане достаточно критичны к себе: «A fool wants his cloak in a rainy day» (дурак ищет свой плащ в дождливый день), – говорят они в подобных случаях. Дело в том, что имевшийся на вооружении британской армии тягач Scammell Pioneer был разработан еще в 1920-е годы, и к концу 1930-х успел морально устареть. Тут-то, как всегда неожиданно, и разразилась Вторая мировая война.

Конкурс выиграла американская фирма Diamond Truen из Чикаго, уже создавшая действующий прототип тяжелого грузовика 6х4, разработанного для американской армии. Серийное его производство было запущено в 1941 году. А тут как раз в войну с Германией вступил и Советский Союз, у которого вообще не было на вооружении танковых тягачей такого класса.

В британскую армию Diamond T 980 поступил в 1942 году. По отзывам англичан, он прекрасно зарекомендовал себя на североафриканском театре военных действий, в том числе – эвакуируя танки из-под обстрела немецкой артиллерии.

Любопытно, что в самой американской армии этот тягач числился в так называемых «заменяющем» и «ограниченном» стандартах – Substitute Standard и Limited Standard. И хотя он участвовал в боевых действиях в составе американской армии под обозначением M20 (вместе с 24-колесным трехосным прицепом M9 «Rogers» тягач входил в состав танкового транспортера M19), его применение действительно было ограничено. Причина этого была довольно проста: передний мост не был ведущим, что снижало проходимость тягача по бездорожью. Впрочем, это не особенно смущало английских и советских военспецов.

На войне как на войне

Грузовик Diamond T 980/981 – классический капотный трехосный балластный тягач (кузов при буксировке должен быть обязательно загружен) собственной массой 12 тонн. В передней части рамы расположен двигатель, под ним – передняя ось с односкатными колесами. За двигательным отсеком – цельнометаллическая кабина.

Правда, к концу войны из-за необходимости производить больше машин ее выпускали в упрощенном варианте – без крыши и с низкими боковыми дверцами. Крыша таких кабин была съемной брезентовой, и боковые проемы над дверцами также закрывались брезентовыми клапанами с целлулоидными окошками. Позже, при эксплуатации в условиях суровой северной зимы, в таких кабинах брезент утепляли самодельными стегаными ватными чехлами.

Между кабиной и кузовом для балласта устанавливалась лебедка Gar Wood 5M723B с тяговым усилием 18 тонн. Сперва она предназначалась только для погрузки подбитых танков на транспортер. Но в модификации 981 появилась возможность пропустить трос вперед под кабиной, через специальное окошко в переднем бампере – и использовать ее для самовытаскивания. Собственно говоря, это и есть главное отличие между Diamond T 980 и Diamond T 981.

Двигатель – дизельный Hercules DFXE, рядный 6-цилиндровый 4-тактный жидкостного охлаждения, рабочим объемом 14,7 литра и мощностью 185 л.с. при 1600 об/мин (крутящий момент 902 Н·м при 1200 об/мин). Блок цилиндров отливался из серого чугуна, поршни изготавливались из алюминиевого сплава.

Мощности хватало на всё

В состав трансмиссии входила коробка передач (в одном блоке с двигателем и сцеплением) и демультипликатор – раздаточная коробка с пониженной передачей (а то и двумя). Коробка передач – Fuller 4B86, трехвальная, четырехступенчатая (плюс задний ход), с прямой четвертой передачей. Демультипликатор Fuller 3A86 или Fuller 3A92, трехступенчатый, с прямой второй передачей и коробкой отбора мощности для лебедки. Два ведущих моста – «последовательные» (второй приводился в движение вторым карданным валом от первого). Переключались передачи с помощью напольного рычага. Рядом с ним располагались ручной стояночный тормоз и рычаг управления демультипликатором.

Рулевой механизм – без гидроусилителя, с червячной передачей и продольной рулевой тягой. Тормоза барабанные пневматические Timken с приводом Bendix-Westinghouse. Колёса Budd B-45530, диаметром 20 дюймов и шириной 10 дюймов. Покрышки 12,00×20 дюймов. Давление в камерах – 5,6 кг/см².

Подвеска – рессорная (у задних мостов – балансирного типа). Амортизаторов не было, поэтому над передней рессорой крепился резиновый буфер, несколько смягчавший тряску на бездорожье – впрочем, на невысоких скоростях она была не столь критична. Межосевого дифференциала не имелось.

Бортовая сеть запитывалась от четырех шестивольтовых аккумуляторных батарей фирмы Auto-Lite. При этом они подключались таким образом, что генератор использовался 12-вольтный, а стартер – 24-вольтный. Фары и габариты имели светомаскировку, при этом в военных условиях часто устанавливалась только одна левая фара.

Алмаз чикагской огранки

Компания Diamond Truen существовала с 1905 года. Сперва, как многие американские фирмы, она выпускала легковые автомобили (отсюда, видимо, и название, явно выбранное для розничного автомобильного рынка – «Diamond» в переводе на русский означает «Алмаз»). Однако перенасыщенный рынок и «Великая депрессия» 1930-х годов заставила руководство компании переориентироваться на грузовики. В частности, до войны в США был достаточно популярен Diamond T Truck 4х2 конструкции 1937 года.

Для поставок в СССР в оккупированной Великобританией части Ирана американцами были построены сборочные производства TAP I (Truck Assembly Plant I) в городе Андимешк и TAP II в Хорремшехре. Оттуда грузовики шли на фронт своим ходом, через оккупированную Советским Союзом часть Ирана и советскую Среднюю Азию. Впрочем, основные мощности этих заводов были загружены более массовыми моделями, такими как Studebaker US6 – их было произведено и поставлено несколько сотен тысяч.

Всего за годы войны, с 1941 по 1945 годы, было выпущено 6 554 Diamond T 980 и Diamond T 981. Британская армия получила около 1000 таких машин, Красная армия, по разным источникам – от 295 до 471. Вообще, данные по объемам поставок иностранной техники в СССР в годы войны разнятся в значительной степени. Возможно, проблема (помимо идеологической) заключается в том, что после войны встал вопрос об оплате поставленной техники. Позже бывшие союзники сошлись на возврате оставшихся на ходу машин в США.

При этом многие советские специалисты (начиная от низового звена – шоферов и механиков) были заинтересованы в том, чтобы оставить технику у себя, выдав ее за погибшую на фронтах или наоборот – за «не доехавшую». Власти такому подходу, по всей видимости, негласно способствовали – во всяком случае, смотрели на такую практику сквозь пальцы. Тех, кто занимался послевоенным восстановлением экономики трудно за это упрекнуть, тем более, что известно: вполне исправные машины перед отгрузкой в Америку шли под пресс. Именно по этим причинам установить точное количество машин, поставленных в СССР, воевавших и работавших в народном хозяйстве, сегодня уже не представляется возможным.

После войны Diamond T 980 был снят с производства, но еще в 1950-е компания продолжала производить седельные тягачи, бортовые грузовики и различную специальную технику, включая мусоровозы и прочие машины гражданских профессий.

На Магаданской трассе

После войны, зимой 1945/46 года «Даймонды» перевозили грузы на дорогах Дальнего Востока и Сибири. Вероятно, их держали поблизости от портов Магадана и Владивостока, чтобы в случае ожидаемого требования американцев была возможность быстро их отгрузить.

Созданные для совершенно иных, южных, условий машины эксплуатировать в тех краях было непросто: морозы достигали –50 градусов, дизель на морозе не запускался, приходилось строить специальные теплые боксы. Заглохшие на морозе машины фактически сразу приходилось отправлять в ремонт. Кабины не имели отопления. От холода становилась хрупкой и буквально рассыпалась рассчитанная на Африку резина покрышек.

Управлять и обслуживать эти «Даймонды» отправляли опытных специалистов, и предпочтение отдавали тем, кто имел с ними дело на фронте. Именно фронтовики придумали трогаться исключительно медленно и осторожно, пока шины не разогреются от трения. Если учесть, что максимальная скорость грузовика была 37 км/ч, а груженого – и вовсе 25 км/ч, то речь идет о совсем уж черепашьих скоростях.

С этим были связаны и забавные шоферские байки легенды, окружавшие «Даймонды» и много лет спустя. Так, была распространен анекдот о том, что пока машина трогается, можно оставить руль, выйти из кабины, несколько раз обойти машину, проверить работоспособность систем, правильно ли закреплен груз, не торопясь перекурить… «Даймонды» еще ходили по северным трактам в 1948 году, когда в автопарки стали поступать послевоенные ГАЗ-51, ЗИС-150, МАЗ-200. Молодые водители, гонявшие со скоростью 65-70 км/час, посмеивались над тихоходными «старичками». «Тише едешь – дальше будешь», – парировали фронтовики. Действительно, по грузоподъемности у «Даймондов» конкурентов в ту пору не было.

По воспоминаниям очевидцев, отдельные экземпляры «Даймондов» работали в Советском Союзе до 1960-х годов. Это не удивительно: в британской армии они состояли на вооружении вплоть до 1970-х, а отдельные экземпляры у англичан до сих пор на ходу, хотя и в качестве экспонатов музейных и частных коллекций. То есть, для того, чтобы увидеть эту прекрасную машину «вживую», придется отправиться на военно-историческую реконструкцию в Великобританию: там такие зрелища тоже достаточно популярны, как, впрочем, и во всем мире.