Трудная дорога в Оймякон

2015-05-24 | 02:45 , Категория фото


Продолжение поста "Дорога жизни. Колымская трасса" Предыстория До поездки по зимней Колымской трассе, привелось оказаться в тех краях летом. Этап первый - Река Индигирка от Томтора До Усть-Неры. Начало. Чтобы попасть на Индигирку, нужно для начала добраться до Якутска. А чтобы сплавиться по реке и при этом захватить её верхнюю часть, нужно доехать из Якутска до Томтора, от которого уже рукой подать до моста через Индигирку по старой Колымской трассе. Вот от этого моста и нужно начинать сплав. Итак, 14-го июня мы с Валерой, вызвавшимся быть напарником на первом этапе, вылетели бортом "Аэрофлота" в столицу республики Саха. Соответственно, уже местным утром 15-го июня оказались в месте назначения. Дальше всё уже не так просто. В Томтор из Якутска люди обычно добираются на такси. Именно так здесь называют этот вид транспорта, но пусть это не вводит вас в заблуждение. Ехать нужно что-то около 800-900 километров по знаменитой Колымской трассе и это далеко не асфальт, очень далеко не асфальт. Обычно дорога занимает около суток. И в роли такси тут обычно используют наш отечественный УАЗ, так называемый - "буханка". Именно эта машина может выдержать такую дорогу, к тому же амортизация такого автомобиля не очень дорого обходится. Так что, в этих краях на таких "буханках" и ездят. Всё мы это прекрасно знали, но накануне нашего прибытия в Якутию пришли очень настораживающие известия. Оказывается, недавно в тех самых местах случилось наводнение и Колымскую трассу размыло, движение по ней приостановлено и когда восстановят дорогу никому неизвестно. И что же делать? А как всегда, ехать и решать проблемы уже на месте по мере их поступления.

Вот так дорога выглядела местами, но это мы увидим позднее.

По рекомендации местных друзей, с которыми при подготовке экспедиции вёл переписку, из аэропорта сразу же поехали в дешёвую гостиницу квартирного типа. При этом в аэропорту нас уже встречал водитель такси, но не того самого в Томтор, а обычного городского, чтобы доставить в ту самую гостиницу. Да ещё две местные журналистки, пожелавшие взять интервью. С их эскортом и подались в нужном направлении. Сегодня нам нужно было закупить продукты на первый этап экспедиции. Это сделать целесообразно именно в Якутске, потому что в Томторе всё уже существенно дороже и там очень ограничен ассортимент. Ну и, конечно, необходимо найти такси до Томтора. С этим вопросом обещал помочь Семён Баишев из Томтора, с которым пока был знаком лишь заочно по рекомендации ещё одного участника экспедиции, который должен был присоединиться на втором этапе. Надо сказать, что в этом году у меня получился эксперимент. Ещё в начале подготовки экспедиции сделал объявление о возможном участии всех желающих и вот этих желающих нашлось целых четыре человека, на разные этапы путешествия. Пожинать плоды этого эксперимента ещё предстоит.

Честно сказать, хотя в Якутск прибыли утром и времени в тот день было предостаточно, чтобы решить все вопросы, не очень рассчитывал уехать в Томтор уже сегодня. По слухам, никто туда не едет по причине, которую обозначил выше. Да и не очень хотелось. После ночного перелёта хотелось нормально поспать. К тому же и гостиницу всё равно оплатили. Но так уж сложилось, что Семён нашёл такси до Томтора уже сегодня, хотя и сам не надеялся. Как ехать, если дороги нет? Говорят, какими-то объездными путями, что займёт времени больше чем обычно. Насколько больше, пока непонятно. И это обойдётся дороже, чем обычно. Обычно такси до Томтора стоит 5000 с человека, а для своих даже и 4000, но теперь с нас запросили 6000.

Итак, что-то около шести вечера за нами заехал тот самый УАЗ и нам пришлось весь свой багаж крепить на его крыше. На этот момент почти все пассажиры уже были собраны. Оказалось, что мужской контингент экипажа ограничивается водителем и нами двумя, все остальные же пассажиры это женщины и дети разного возраста. Да уж, местный народ ко всему приучен, не боятся трудностей, с маленькими детьми отправляются в такое, мягко говоря, не очень комфортное путешествие. Это я сразу для себя отметил. Но тогда даже и предположить не мог, насколько оно окажется не комфортным. Но вот первый шок получил уже сразу, как только разглядел руки нашего водителя Димки. На этих руках... не было пальцев. По одной фаланге от больших пальцев и больше ничего. Это не редкость в этих краях, учитывая какие морозы здесь случаются. Димка из Томтора, который считается полюсом холода. Но это ведь водитель и на его попечении женщины и дети. Однако! Но, забегая вперёд, могу сказать, что многие и при наличии пальцев автомобиль водят хуже, чем Димка, а он даже узлы на верёвках как-то умудряется завязывать и развязывать.

Грузимся. Димка наверху вяжет узлы.

Первый день в Якутии. Автор ещё лысый и без бороды. Но это всё наживное.

По пути нам предстоит преодолеть две водные преграды - реки Лена и Алдан. Мостов здесь нет и с одного берега на другой автомобили переезжают с помощью паромов. Паром через Лену ходит недалеко от Якутска и эту преграду мы преодолели уже тем же вечером.

Некоторые пассажиры нашего такси:

Ко всему прочему, среди пассажиров была и вот эта полуслепая и мало вменяемая бабуля, которая без посторонней помощи не могла ни выйти из машины, ни войти и при этом присаживалась на горшок почти никуда не отходя.

И даже такой пассажир. Вёл себя прилично. Просто Ноев ковчег какой-то.


Как уже говорил выше, вся надежда была на какой-то объездной путь. Что это означает, узнать пришлось позднее, уже следующим днём. Оказывается, расчёт строился на возможности в определённом месте уйти с трассы к реке Амга, где якобы можно загрузиться на паром и затем на нём доехать вниз по реке до Алдана и по Алдану уже до Хандыги. Таким образом, можно было обойти разрушенный участок дороги. Как рассказывали, плыть на этом пароме нужно что-то около 10 часов, ходит он раз в сутки и его ещё нужно поймать.

Трасса была разрушена чуть дальше селения Ытык-Кюель. И вот как раз отсюда нужно было уходить на боковую дорогу к река Амга.

От Колымской трассы до берега Амги ехать 40 километров по совсем уж мало проходимой дороге. И нам всё же это удалось, в отличие вот от этих грузовичков, крепко увязших в грязи.

У берега Амги к нашему прибытию уже выстроилась очередь из таких же страждущих как и мы. Оказалось, что здесь ещё три таких же УАЗа, которые едут также в Томтор и выехали ещё раньше нас, но теперь мы всех догнали.

Сначала были вполне бодрые новости о скором прибытии парома, потом дошли слухи, что паром будет только через сутки и его придётся эти сутки ждать. А потом совсем лишили надежды, сообщив, что парома не будет в ближайшие дни. И пришлось нам возвращаться на трассу не солоно хлебавши. Но теперь уже в компании таких же оптимистов как и мы. Конечно оптимистов, потому что надеялись как-то прорваться по разрушенной дороге или на худой конец рано или поздно дождаться когда дорогу восстановят. Но это уж совсем какие-то призрачные перспективы.

Зальёмся на заправке в Ытык-Кюеле. Дальше не скоро будет такая возможность.

Как обычно это бывает, трудности объединяют. Понятное дело, в нашем такси все сдружились, потом вообще образовалась целая общность едущих в Томтор УАЗиков. И даже польские туристы на двух джипах присоединились к нашему сообществу.

Короче говоря, УАЗы грязи не боятся. И ведь смогли решить проблему. Просто доезжали до разрушенных участков, а там в объезд через близлежащщие посёлки обходили эти участки с помощью местных сил, в виде особо проходимой техники, которым тоже пришлось что-то отстегнуть за помощь.

Местные посёлки ещё не совсем оправились от недавнего наводнения.

Последняя дырка в дороге на нашем пути оказалась самой большой.

Народ здесь уже давно ждёт, обжиться успели на дороге.

Давно обжившиеся старожилы дороги могут и чаем угостить, а чтобы время зря не пропадало, пытаются даже рыбу ловить. Настоящие дальнобойщики.

Но ждать осталось недолго, дорогу уже восстанавливают.

Однако мы это радостное событие дожидаться не стали и этот участок также объехали с посторонней помощью.

Однако не всем так повезло как нам. Этот КАМАЗ стоит здесь увязший уже несколько дней, а этот симпатичный белый грузовичок увяз уже на наших глазах и потом его не могли уже вытащить даже двумя тракторами.

Говорю же, местные жители приучены к трудностям. Уже двое суток изнурительной и грязной дороги, но эта девушка из соседней машины всё так же свежа и невозмутима.

И да, мы всё же прорвались. Обойдя все разрушенные участки дороги, утром 17-го июня выехали к паромной переправе через Алдан. В дороге уже скоро двое суток, но ехать ещё далеко. И на переправе никто не ждал, естественно. Ведь все знают, что дорога закрыта и паром поэтому не ходит, возить же некого. К счастью, здесь неподалёку посёлок от которого цепляет мобильная связь. И у одной из наших дам в соседней машине нашёлся номер телефона диспетчера парома, куда удалось дозвониться.

К парому удалось прорваться нашим УАЗам, одному местному джипу и двум польским.

Грузимся на паром.

Всё мы в Хандыге. Отсюда ещё далеко, но дальше дорога целая.

Ехали потом ещё целый день и ночь, с некоторыми остановками, чтобы хоть немного дать поспать нашему водителю и рано утром доехали до Кюбюмы, где трасса расходится на две ветки. Отсюда идёт основная дорога на Усть-Неру и дальше в Магадан и старая Колымская трасса через Томтор. Именно по старой трассе раньше ездили в Магадан, но теперь это дорога брошена, мосты разрушены и по ней уже нельзя уехать намного дальше Томтора, да и туда уже не так просто.

Кюбюме - это река и одноимённый посёлок, который теперь уже нежилой, а на развилке дороги есть заправочная станция и что-то типа технической станции, где обычно народ останавливается отдохнуть и может быть сделать мелкий ремонт. Не доехав до этого места буквально пару сотен метров, у нас в один момент лопнуло колесо. Хорошо скорость уже была совсем маленькой. Пришлось латать камеру, запаска уже давно была пробита.

Есть на Кюбюме даже и что-то типа кафе. Но заведение на тот ранний момент утра ещё не работало, да и Димка не рекомендовал там что-то пробовать.

Моста через Кюбюме в сторону Томтора давно нет и это постоянная проблема для местных жителей. Иногда здесь приходится ждать по нескольку дней, если вода высокая или обычно мелкие машины перетаскивают на другой берег какими-то крупными и проходимыми грузовиками типа "Урал". И здесь временами кто-нибудь тонет. На момент нашего прибытия Димка оценил уровень реки как несколько выше нормы, а посторонней помощи не наблюдалось. Поэтому пока решили подождать. Но потом наш водитель нашёл другое место для переправы, где можно было рискнуть. И опять всё получилось.

В Тотор прибыли уже днём 18-го июня. На дорогу вместо суток потратили почти трое. Вот такие они трудные, эти якутские дороги. Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Я бы ещё сказал, как путешествие начнётся, так оно и продолжится, так оно и завершится. Вот именно так и сложилось затем всё путешествие. Постоянно нужно было немного больше, чем обычно, ждать, терпеть и не суетиться, а также бессмысленно было как-то и что-то планировать. Ситуация всё равно диктовала свои условия и нужно было под это постоянно подстраиваться. Но в этом тоже есть своя прелесть.

PS/ Местные жители, когда говорят Оймякон, чаще всего подразумевают не посёлок Оймякон, который находится на берегу Индигирки в 40 километрах от Томтора и не Усть-Неру, административный центр Оймяконского улуса, а именно посёлок Томтор, второй по численности населения в этом улусе.
(с) karpukhins

Продолжение следует.