Пятнадцать западных фильмов, снимавшихся в России

2015-07-23 | 07:00 , Категория фото


Что мы видим на экране, когда голливудский режиссер пытается нас убедить, что действие происходит в России? Как правило, Венгрию. Или Болгарию. Или Чехию. Снимать в нашей стране – тем более в течение продолжительного времени – иностранцы решаются редко, даже если значительная часть сюжета развивается на нашей территории. Тем приятнее перечислять тех известных и не очень известных западных смельчаков, кто все же добрался до России и снял у нас хотя бы несколько сцен – а то и целый фильм! Итак, пятнадцать западных лент, снимавшихся в нашей стране.

15. «Синяя птица» (The Blue Bird, 1976)



Сейчас эту совместную американо-советскую картину, провалившуюся в западном прокате и не ставшую «долгоиграющим» хитом у нас, мало кто помнит. Но мы все же не можем ее забыть, поскольку в этой уникальной экранизации пьесы Мориса Метерлинка, снятой в Москве и Ленинграде голливудским классиком Джорджем Кьюкором, вместе играли такие звезды, как Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Георгий Вицин, Маргарита Терехова и балерина Надежда Павлова. Не правда ли, странно видеть эти имена в одном предложении? Говорят, что Джейн Фонда, в то время очарованная коммунизмом, все время пыталась поговорить с советскими участниками съемок о Марксе, но наши люди таких разговоров благоразумно избегали. А то мало ли до чего можно договориться в присутствии американской красавицы…




14. «Седьмой код» (Seventh code, 2013)



Формально говоря, японский фильм не подходит под определение «западного кино». Но давайте сделаем исключение для режиссера «Пульса» Киёси Куросавы. Ведь его причудливая картина «Седьмой код» была почти полностью снята во Владивостоке. Как бы странно это ни было для ленты о молодой японке, которая разыскивает привлекательного соплеменника-бизнесмена. Девушка настолько увлечена парнем, что следует за ним в Россию, где натыкается на мафиози и прочих своеобразных местных жителей. Главную роль в фильме сыграла Ацуко Маэда, японская поп-звезда и бывшая участница девичьей группы AKB48. Да, вы правильно поняли – изначально в этой группе было 48 участниц.




13. «Белые ночи» (White Nights, 1985)



Когда в 1985 году режиссер Тэйлор Хэкфорд выпустил фильм о советском танцоре, который пытается сбежать на Запад (главную роль в «Белых ночах» исполнил Михаил Барышников), некоторые западные критики написали, что Ленинград в картине неубедительный. Мол, сразу видно, что на экране Хельсинки, как в известном голливудском триллере «Парк Горького», где действие происходит в Москве. Хэкфорду пришлось молча проглотить эту незаслуженную обиду. Он не мог официально признать, что в фильме использованы кадры, тайно снятые в Ленинграде финскими операторами, у которых было разрешение только на съемки документального ролика для западных туристов. Режиссер рассказал об этом лишь после распада СССР.




12. «Немой свидетель» (Mute Witness,1995)



Уникальная ситуация для западного кино – российская актриса сыграла американку в голливудской постановке. Как Марина Зудина получила главную роль в хоррор-триллере британца Энтони Уоллера? Очень просто – как ясно из названия ленты, героиня Зудиной (американская гримерша, работающая на съемках в Москве) совершенно немая, и потому зрители не могут определить, какой у актрисы акцент. Вместе с Зудиной в картине снялись Олег Янковский и Алек Гиннесс. Это была последняя роль в кино героя «Звездных войн». Изначально Уоллер планировал снять «Свидетеля» об американцах в Америке, но он перенес действие в Россию, когда ему сказали, что на съемках в нашей стране можно здорово сэкономить. Для Уоллера это было очень важно, поскольку он оплатил картину из собственного кармана.




11. «Красная жара» (Red Heat, 1988)



Из всех картин в этом перечне московские съемки «Красной жары» были, вероятно, самыми короткими. Основная часть немногочисленных советских сцен этого полицейского триллера была снята на Западе. В частности, в Австрии. Тем не менее мы все же решили включить «Красную жару» в наш хит-парад, потому что это один из первых сугубо голливудских фильмов (то есть не совместных проектов), который хоть немного, но снимался в нашей стране. Поскольку продюсеры не смогли получить разрешение на съемки Арнольда Шварценеггера на Красной площади, съемочная группа обставила создание этого фрагмента как съемки «домашнего видео». Мол, актер просто нарядился в советскую форму и вышел погулять по центру Москвы, а его друзья это запечатлели на пленку.




10. «Похищение» (Captivity, 2007)



«Похищение» Роланда Жоффе – это общепризнанно неудачное, но все же уникальное и примечательное кино. Чем оно примечательно? Тем, что его действие никак не связано с Россией, но значительная часть ленты была снята в московских студийных павильонах (сюжет «Похищения» разворачивается в закрытых помещениях, и снимать картину можно было где угодно). Насколько мы можем судить, это был коммерческий эксперимент по выяснению, насколько съемки в Москве дешевле, чем работа в Северной Америке и в Европе. Поскольку других таких лент мы не знаем, этот эксперимент, вероятно, провалился…




9. «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» (Police Academy: Mission to Moscow, 1994)



Потомок еврейских иммигрантов из России продюсер Пол Маслански захотел снять очередную «Полицейскую академию» в СССР, как только отношения между Советским Союзом и США начали налаживаться. Но в конце 1980-х организовать такие съемки Маслански не удалось, и потому «Полицейская академия 6» была «американской». А вот седьмую, заключительную серию цикла ее режиссер Алан Меттер все же снял в Москве, уже не в советской, а в российской. Правда, во время съемки случился расстрел Белого дома в 1993 году, и группу спешно эвакуировали из страны. Но когда кризис закончился, голливудцы вернулись и закончили работу. Меттер позднее очень переживал из-за того, что по настоянию Маслански в финальный монтаж фильма почти не попали сцены, где шутки строились на культурных различиях между русскими и американцами. Продюсер предпочел более тупой «универсальный» юмор.




8. «Обитель зла: Возмездие» (Resident Evil: Retribution, 2012)



Милла Йовович – украинка по рождению, сербка по отцу и американка по паспорту. Но по матери она русская, в школе ее дразнили «русской шпионкой», и потому обычно актриса называет себя «русской». И словами она не ограничивается. В 2011 году Йовович сыграла в российской комедии «Выкрутасы», и тогда же она убедила своего мужа режиссера Пола Андерсона снять несколько экшен-сцен пятой «Обители зла» в Москве (а не в каком-нибудь Киеве!). Для съемок голливудцам предоставили не только московские улицы и Красную площадь, но и московское метро. Это большая честь, которой редко удостаиваются даже российские режиссеры. Так, недавний фильм-катастрофа «Метро» снимался в метрополитене Самары, поскольку с московским метро продюсеры договориться не смогли. А Андерсона и Йовович в главную российскую подземку пустили…




7. «Святой» (The Saint, 1997)



Криминально-шпионский боевик Филипа Нойса с Вэлом Килмером и Элизабет Шу в главных ролях снимался в Британии (преимущественно в Лондоне) и в Москве. Всякий раз, когда герои в российской столице заходят в помещение, на экране возникают построенные на Западе декорации или интерьеры лондонских зданий. А вот уличные сцены «Святого» в самом деле московские: Красная площадь, гостиница «Пекин», здание МИДа, Ленинградский вокзал… Помимо голливудских звезд в картине сыграли Валерий Николаев, Евгений Лазарев, Ирина Апексимова и Лев Прыгунов.




6. «Русский дом» (The Russia House, 1990)



Экранизация шпионского триллера Джона ле Карре была, кажется, последним существенным западным фильмом, снятом в СССР. Времена тогда были куда менее напряженные, чем во время съемок «Красной жары», и голливудцам под началом австралийского режиссера Фреда Скеписи позволили активно снимать как в Москве, так и в Ленинграде. Для исполнителя главной роли Шона Коннери это был второй приезд в СССР для съемок. Двадцатью годами ранее он сыграл у Михаила Калатозова в «Красной палатке». Мишель Пфайффер, напротив, с советскими нравами прежде не сталкивалась, и для нее было большим шоком то, что голливудским продюсерам запрещалось организовывать питание для советских участников съемок. По ее признанию, актриса была глубоко травмирована тем, что она и другие американцы вынуждены были обедать на глазах у голодных русских, которые питались отдельно, в другое время и совсем иной едой.




5. «Тайна перевала Дятлова» (The Dyatlov Pass Incident, 2013)



Финско-американский режиссер «Крепкого орешка 2» Ренни Харлин изрядно подпортил себе репутацию в России, когда в 2011-м снял антироссийский фильм «5 дней в августе» о войне 2008 года. Однако он отчасти реабилитировался, когда вскоре после этого снял англоязычный фантастический хоррор об одном из самых загадочных происшествий в истории СССР. Картина, правда, получилась весьма тупая, и Уральские горы в ней были не самые убедительные. Но, по крайней мере, лента была полностью снята в России, преимущественно в Хибинах на Кольском полуострове. Вместе с Харлином над лентой работали российские продюсеры, но ее замысел принадлежал ему, а не москвичам.




4. «Фантом» (The Darkest Hour, 2011)



С тех пор как Тимур Бекмамбетов поставил «дозорную» дилогию, «Иронию судьбы 2» и «Особо опасен», он преимущественно работает как продюсер, причем не только нашего, но и западного кино. В «Фантоме» оба его продюсерских направления пересеклись. Это был фантастический триллер с западными и российскими актерами (Эмиль Хирш, Юэль Киннаман, Гоша Куценко, Петр Федоров), снятый американским режиссером Крисом Гораком в Москве, среди архитектурных достопримечательностей центра столицы. К сожалению, на время съемок пришлось знаменитое задымление августа 2010 года, когда густой смог превратил горожан в персонажей «Ежика в тумане». Работа над фильмом из-за этого была свернута на несколько недель.




3. «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997)



В отличие от недавней «Анны Каренины» Джо Райта, полностью созданной в Лондоне, «Анна Каренина» Бернарда Роуза была целиком снята в Москве и Петербурге, а также в их окрестностях. В частности, в кадр попали Зимний дворец, Петергоф, дворец Меньшикова, дворец Юсупова и другие российские аристократические особняки. Российских знаменитостей, с другой стороны, на экране почти не было. Персонажей Толстого играли Софи Марсо, Шон Бин, Альфред Молина, Джеймс Фокс и другие западные звезды. Кстати сказать, одним из организаторов проекта был Мел Гибсон. Картину вела его продюсерская компания Icon Productions, названная в честь нравящихся актеру православных икон.




2. «Золотой глаз» (GoldenEye, 1995)



Когда СССР вышел покурить и не вернулся, многие в Голливуде решили, что цикл о Джеймсе Бонде можно сдавать в архив. Мол, холодная война кончилась, и ее главному шпиону пора на покой. Однако продюсеры цикла сочли, что Бонду еще есть с кем воевать и что распад СССР – не конец цикла, а новое начало. В том числе со съемками в городах и странах, куда прежде Бонд мог попасть только «виртуально». Так, в «Золотом глазе» в «бондиане» дебютировал не только Пирс Броснан, но и Санкт-Петербург, по которому главный герой даже проехал на настоящем советском танке T-54/55 (его одолжил съемочной группе один из британских военных музеев). Правда, эта сцена была лишь отчасти снята в Питере. Но сам факт!




1. «Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy, 2004)



Какой фильм в новейшей истории может похвастаться лучшей трюковой сценой, снятой в Москве? На наш вкус, это не какая-нибудь российская лента, а голливудское «Превосходство Борна» Пола Гринграсса. Его мощнейшая погоня по московским улицам была удостоена профессиональной премии «Таурус» в категории «лучший трюк с автомобилями». Организовал эту погоню каскадер Виктор Иванов, родившийся в Москве, но работающий и в России, и в Голливуде. К сожалению, российские звезды «Превосходству» не пригодились. Так, российского киллера Кирилла, охотящегося на персонажа Мэтта Деймона, сыграл новозеландец Карл Урбан. Единственной косточкой, брошенной поклонникам российских знаменитостей, стало эпизодическое появление в фильме Оксаны Акиньшиной. Ну и, конечно, приятно было увидеть в американской ленте не только шаблонный набор столичных достопримечательностей, но и, например, многоэтажки Крылатского.