Розанова Ирина Юрьевна

2015-07-23 | 07:54 , Категория фото


С днём рождения!

Ири́на Ю́рьевна Роза́нова (род. 22 июля 1961, Пенза) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации (2007).

Ирина Розанова родилась 22 июля 1966 года в Рязани. Любовь к лицедейству - болезнь, от которой вылечиться невозможно, она унаследовала от родителей. Когда–то, получив предложение работать в московском театре, мама Ирины - актриса Зоя Белова, тем не менее, последовала на периферию за режиссёром, который, по её мнению, был очень похож на Станиславского. Там она встретила своего будущего мужа, тоже актёра, Юрия Розанова. Их дочь Ирина, можно сказать, выросла за кулисами.
С раннего детства Ирина Розанова всегда проявляла самостоятельность в своих решениях и поступках. В шесть лет Ира, выучив роль из спектакля "Дженни Герхард", пришла к директору театра и предложила сыграть Весту. Так Розанова - младшая впервые пробилась на сцену. Не понаслышке зная все теневые стороны профессии, родители пытались оградить дочь от актерства и пробовали направить интересы дочери в музыкальное русло.

Однако чёрно-белые клавиши не стали её судьбой, мир не окрасился от звуков музыки всеми цветами радуги. А вот тяга к перевоплощению звала и манила, "диагноз" дал знать о себе: она сбежала из училища в Москву на экзамены в Театральный институт. Первая попытка не удалась и Ирина Розанова вернулась домой. Работала в Рязанском драматическом театре костюмером, гримёром, участвовала в массовках.
Со второго раза ГИТИС покорился – Ирину Розанову заметил и взял к себе на курс Оскар Яковлевич Ремез. Катин-Ярцев засомневался, а Ремез поверил. А каких режиссеров он привел на курс! Петра Наумовича Фоменко, постановщика знаменитого "Бориса Годунова", Каму Гинкаса, сделавшего на курсе "Блондинку", с которой вообще и связано актерское рождение Ирины Розановой. С этим спектаклем она и пришла в Маяковку.

Начало кинокарьеры Ирины Розановой пришлось на перестроечное и постперестроечное время. Она дебютировала ролью лимитчицы Люси в социальной мелодраме «Подружка моя» (1985) - первой, вполне зрелой и самостоятельной, режиссерской работе известного актера Александра Калягина. Вслед за этим Розанова снялась в главной роли Наташи в мелодраме Валерия Исакова «Алый камень», а также в картинах «Конец операции «Резидент» и «При открытых дверях».

Вполне удачной стала ее работа в комедии «Где находится нофелет?» (1987), где она сыграла Валентину – жену главного героя весельчака Генки (Александр Панкратов-Черный). Актриса появляется в кадре всего на несколько минут, но и за это короткое время успевает создать цельный, насыщенный образ женщины, уставшей от бесчисленных амурных похождений мужа. Кстати, именно этот образ, сильной, чуть грубоватой женщины, не раз использовался впоследствии Ириной Розановой.

Конец 80-х принес актрисе немало интересных ролей. В 1987 году она помимо «Нофелета» снялась в психологической драме Владимира Бортко «Единожды солгав…» в роли Тани – любовницы главного героя (Юрий Беляев), студентки, увлекающейся хиромантией и гороскопами. Запомнилась Ирина Розанова и по ролям: Маргариты в замечательной кинопритче Вадима Абдрашитова «Слуга» и Маруси в музыкальной трагикомедии Владимира Аленикова «Биндюжник и король».

В 1989 году Розанова снялась в дебютной комедии Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам!» (он, кстати, являлся автором сценария к фильму «Где находится Нофелет?»). В картине режиссер собрал замечательный ансамбль: Александр Панкратов-Черный, Александр Абдулов, Елена Цыплакова и др. Во многом именно благодаря им комедия получилась вполне неплохой и имела зрительский успех. Впоследствии Эйрамджан снимет еще пару хороший картин, но дальше вкус все больше и больше будет ему изменять.

В том же 1989 году она снялась в знаменитой картине Петра Тодоровского «Интердевочка». Это сегодня темой проституции вряд ли кого-то можно удивить, а тогда кинематограф только начинал приоткрывать завесу этой стороны жизни. Первой ласточкой и была Тодоровская «Интердевочка».
Ирина Розанова создала сложный психологический образ. Ее героиня - вульгарная Сима Гулливер выглядела не олицетворением порока, а оступившейся ткачихой, которая в иных обстоятельствах могла бы поднять и производство и пятерых детей. А какой подбор актеров в этой мелодраме: Елена Яковлева и Анастасия Немоляева, Валерий Хромушкин и Всеволод Шиловский, Лариса Малеванная и Любовь Полищук. Все это вместе взятое заметно отличает тот фильм от современных «подделок».

В 1990 году актриса снялась в картине, ставшей впоследствии культовой – трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай» - проникновенной, правдиво-невероятной истории советского «лишнего человека». Истории – столь узнаваемой, до боли родной, наполняющей душу щемящей грустью.

В 1992 году Петр Тодоровский, у которого Ирина Розанова уже снималась в «Интердевочке», вновь пригласил актрису в свою новую картину. В его ретро-драме «Анкор, еще анкор!», рассказывающей о жизни и нравах военного городка, где все на виду: семейные дрязги, любовь, смерть, измены, человеческая подлость и трусость, актриса сыграла главную роль медсестры Любы. И вновь потрясающее окружение: Валентин Гафт, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Владимир Ильин, Андрей Ильин, Лариса Малеванная, Александр Пашутин – партнеры, о которых можно только мечтать!
Работа актрисы в этой картине была высоко оценена специалистами - приз «За лучшее исполнение главной женской роли» на кинофестивале «Созвездие-92» и приз «Золотой Овен-92».

Ирина Розанова всегда предпочитала усталость от работы, чем от отсутствия ее. Потому и снимается она много и плодотворно. Обладая мощной энергетикой, Ирина Розанова всегда создает на экране сильные характеры, при этом наделяя их яркой индивидуальностью.
Такова ее Марья Петровна, жена Александра Ахметьева, в драме «Дикарка». Ее героиня – глубоко несчастная женщина, страдающая от безразличия своего мужа, но ни на минуту не показывающая своей слабости. На фестивале литературы и кино в Гатчине Ирине Розановой за эту работу была присуждена премия «За лучшую женскую роль».

Запомнились, также ее работы в драме Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» (Снежанна, владелица элитной гостиницы для собак) и в «Дневнике камикадзе» (мать Вадима).
Много Ирина Розанова в последнее время снимается в сериалах. Участие в них актриса воспринимает как неизбежную реальность: трудно отрицать, что сейчас они составляют большую часть отечественной кинопродукции. В одном из интервью она даже высказала предположение, что в них актёр имеет возможность раскрыться не менее успешно, чем в кино. Собственно говоря, она это и доказывает своими яркими работами, блестящими образами: Лукерья Яковлевна в «Саломее», следователь и писатель Томилина в «Каменской – 2», летчик-инструктор Валерия Астахова в «Русских амазонках», Катерина Вершинина в «Линиях судьбы», продавщица Клавдия в «Участке», Галина, жена Нурали Асланбекова в «Господах офицерах», Елена Анурова в «Любовнице»…

Признание и награды
Специальный приз «Звёзды завтрашнего дня» на фестивале молодых актёров в Женеве (1991)
Приз «За лучшее исполнение главной женской роли» на кинофестивале «Созвездие-92» за фильм «Анкор, ещё анкор»
Приз «Золотой овен»-92 за фильм «Анкор, ещё анкор!»
Премия «Золотой овен» в номинации «Лучшая актриса года» (1993)
Премия «Чайка» (1995)
Заслуженная артистка Российской Федерации (1995) — за заслуги в области искусства.
Приз в номинации «Зa лучшую женскую роль» на фестивале «Виват, кино России!»
Премия «Ника» (2006) за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Коля — перекати поле».
Народная артистка Российской Федерации (2007) — за большие заслуги в области искусства.
Премия «Золотой Орёл — 2013» в номинации Лучшая женская роль на телевидении за сериал «Фурцева. Легенда о Екатерине»