Соколова Любовь Сергеевна

2015-08-04 | 00:35 , Категория фото


Чтобы помнили!

Любо́вь Серге́евна Соколо́ва (31 июля 1921, Иваново-Вознесенск — 6 июня 2001, Москва) — советская и российская актриса. Народная артистка СССР (1990).

Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в Иваново-Вознесенске.
Ее отец Сергей Максимович Соколов был столяром-краснодеревщиком, а мама Прасковья Федоровна работала директором магазина. Родители с детства приучили ее к труду, и в результате такого воспитания юная Люба умела ухаживать за домашней скотиной, копать огород, клеить обои и не боялась тяжелой работы.
В 5-летнем возрасте она устраивала для соседей спектакли, наряжаясь в старинные детские платья. Позже, учась в школе, Люба с удовольствием участвовала в художественной самодеятельности, читала стихи и пела. В десятом классе она, занимаясь в драмкружке, сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе». Люба часто посещала Ивановский театр музыкальной комедии. Руководство театра, видя, насколько девушка увлечена просмотром театральных постановок, даже распорядилось бесплатно пускать ее на спектакли. Там же в 1937 году на юбилей Александра Пушкина 16-летняя школьница в цилиндре и смокинге прочла монолог Онегина: «И молвил: «вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочел...». Люба очень любила не только играть, но и петь, и ее мама мечтала, что дочь будет учиться в консерватории. Но руководительница школьного драмкружка посоветовала девочке ехать в Ленинград, поступить там учиться в педагогический институт, а позже самой определить - какая профессия ей интересна.

В 1940 году Люба приехала в Ленинград и стала студенткой Педагогического института имени Герцена. В это же время она узнала о том, что режиссер Сергей Герасимов набирал слушателей в только что открывшуюся актерскую школу при «Ленфильме». Для покорения актерского поприща у юной Любы Соколовой были очень хорошие данные: красивые глаза, роскошные косы и прекрасная фигура. Люба отправилась на прослушивание, где прочла монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки», чем покорила приемную комиссию. Сергей Герасимов сразу оценил творческий потенциал Соколовой, и она была зачислена в институт. Стоит отметить, что желающих поступить в школу было 1200 человек, но приняли туда только 22 абитуриента. Следующие полтора года Любовь Соколова совмещала учебу в педагогическом институте и в актерской школе. Чтобы как-то прожить, она подрабатывала на вокзале, где помогала носить пассажирам чемоданы.

В 1946 году Любовь Соколова с отличием окончила ВГИК, где училась в мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, и пришла работать в Театр-студию киноактера. В 1948 году состоялся ее дебют в картине режиссера Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке». В этом фильме она исполнила небольшую роль медсестры-партизанки Варвары, в дом которой приполз из леса раненый Мересьев, роль которого сыграл Павел Кадочников. Но эта работа не принесла ей известности. В то время актриса жила буквально впроголодь, едва сводя концы с концами.

В 1949-м и 1950-м годах Соколова снялась еще в нескольких кинолентах, по-прежнему исполняя эпизодические роли. А в 1951 году ей в числе других молодых актеров предложили поехать в Германию, где в Группе советских войск создавалось два театра. Соколова согласилась и в течение следующих пяти лет напряженно работала, гастролируя по войсковым частям, расположенным в Германии. Среди сыгранных ею героинь были как персонажи классического репертуара, так и современного: Шурка в «Егоре Булычеве и других», Любушка-горбунья в «Последних» Максима Горького, Поленька в «Доходном месте» Александра Островского, Женя Шабунина в пьесе Бориса Лавренева «За тех, кто в море» и другие роли.

В 1956 году Любовь Соколова вернулась в Москву во вновь открытый Театр-студию киноактера. После возвращения в СССР ей стали поступать одно за другим предложения сняться в кино. Каждый сыгранный эпизод проживался актрисой как часть личной биографии: снимаясь в фильме «Преступление и наказание», она избегала встреч с Тараторкиным-Раскольниковым, а после эмоциональной сцены из фильма «Доживем до понедельника» у нее несколько дней сильно болела голова. В 1957 году на съемках фильма «Хождение по мукам» она познакомилась со своим вторым мужем, Георгием Данелия, который в это время учился на Высших режиссерских курсах. Позже она периодически снималась в его фильмах.

Работая в кино, Любовь Соколова принципиально отказывалась от исполнения ролей отрицательных персонажей, при этом всегда соглашалась на роли верной жены, доброй матери или бабушки. Она от них просто отказывалась, объясняя это так: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Лишь режиссеру Иосифу Хейфицу удалось уговорить Соколову на такую роль. В его фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. Надо отметить, что эта работа давалась актрисе тяжело, она никак не могла для себя оправдать поведение своей героини. На выручку пришел Хейфиц: «Люба, это ее темная любовь».

При этом и в жизни сама Любовь Сергеевна была человеком удивительной доброты и сердечности. Среди кинематографических детей Любови Соколовой были Барбара Брыльска в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!»), Валерий Золотухин в мелодраме «Единственная», Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве», Олег Янковский в мелодраме «Расплата», Андрей Соколов в фильме «Бездна», Юрий Соломин в исторической ленте «Певучая Россия», Евгений Меньшов в мелодраме «Мелодия на два голоса», Лев Прыгунов в драме «Опасные друзья». Все они позже отзывались о своей «маме» с неподдельной теплотой и восторгом. Ее так и называли: «наша мама». «Первым так окрестил меня режиссер Ниточкин, — рассказывала актриса. — Помню, во время съемок услышала за спиной: «Ну, где же наша всесоюзная киномама?» Поначалу и не подумала, что про меня это. А потом так и приклеилось. Называли и «всесоюзной», и «вселенской». Только не забывайте, что я еще и кинобабушка».

Главных ролей в биографии Любови Соколовой было крайне мало. Ольга Сергеевна Прозорова в экранизации чеховских «Трех сестер», Прасковья Павловна Лихачева в мелодраме «Мать и мачеха», доярка Прасковья Лихолетова в комедии «Осенние утренники» — вот, пожалуй, и все. Любовь Сергеевна не переживала по этому поводу, она с огромным удовольствием снималась в эпизодических ролях, утверждая, что именно они открывают простор для воображения. Воспринимая судьбу своих персонажей, как свою собственную, она создавала образы, которые навсегда запечатлелись в памяти зрителей. Среди ее работ была роль Любы Травкиной в комедии Георгия Денелии «Тридцать три», Марии в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», сводной сестры процентщицы Елизаветы Ивановны в драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», Любы Приходько в социальной драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» и заведующей детским садом в комедии Александра Серого «Джентльмены удачи».

Также ей были сыграны роли Марьи Степановны Бахаревой в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», тети Даши Сковородниковой в экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана», осуществленной режиссером Евгением Кареловым, роль почтальона Лизы в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось», Агриппины Ивановны в мелодраме Павла Кадочникова «Я тебя никогда не забуду» и многие другие роли.

Последние годы жизни Любовь Сергеевна посвятила своей внучке Маргарите, которую безмерно любила. При этом она продолжала активно работать, ездить с творческими вечерами и концертами по стране, участвовать в телепередачах, записываться на радио. Она была всегда полна оптимизма и жизнерадостности. Режиссер Рената Григорьева вспоминала: «Как-то Общество дружбы с народом Судана организовало вечер. Послы выступают. Все чинно, все парадно... Потом Люба стала говорить. Заулыбалась, обняла всех: «Какие вы все хорошие, замечательные!» И после ее выступления всякий «протокол» и чопорность закончились. Началось настоящее братание! Вот подлинный вечер дружбы! Такой уж она человек: все должно быть по-человечески тепло - каждая встреча, каждый разговор».

Она самозабвенно отдавалась своему делу. Во время съемок фильма «Тихий Дон» падала на булыжную мостовую, и синяков было столько, что она казалась вымазанной чернилами. Однажды актриса чудом осталась жива после случайного взрыва. На съемках фильма «Семья Ульяновых» она чуть не захлебнулась под дождевыми потоками, которые имитировали восемь брандспойтов. Если она проходила мимо цветочного киоска, ей обязательно дарили цветы. Ее узнавали и всегда старались сделать какой-либо подарок. Она не проходила мимо нищих. Раздавала взаймы деньги и никогда не помнила, кому и сколько дала. Актриса рассказывала: «Вчера шла по рынку. Вдруг меня догоняет какая-то женщина, дает в руки два огурца, два помидора и апельсин. «Любовь Сергеевна, я вас очень люблю!» А сама, наверное, за какую-то несчастную тридцатку весь день торговала на морозе. Дорогого стоит такой вот апельсин!».

Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия.
Актриса была похоронена на Кунцевском кладбище в Москве рядом со своим сыном Николаем Данелия.

Награды и признание
Заслуженная артистка РСФСР (1969)
Народная артистка РСФСР (1977)
Народная артистка СССР (1990)
Медаль «За отвагу»
Медаль «За трудовую доблесть»
Медаль "За оборону Ленинграда"
Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
Медаль «Маршал Советского Союза Жуков» (1997)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Медаль «80 лет Вооружённых сил СССР» (1998)
Медаль Пушкина (1999)
Медаль "Ветеран труда"
ВКФ (1958, Премия за лучшую женскую роль, фильм «Хмурое утро»)
ВКФ (1983, Премия за лучшую женскую роль, фильм «Надежда и опора»)
КФ «Созвездие» (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»)
Приз Веры Холодной (2001, в номинации «Любовь поколений»)