Multicar

2015-08-24 | 06:15 , Категория фото


История.

Прародителем нынешней фирмы "Мультикар" из саксонского города Вальтерсхаузена считается небольшая механическая мастерская Артура Адэ (Arthur Ade), где с 1920 г. собирали легкие 3-колесные грузовые машины. После второй мировой войны фирма оказалась на территории ГДР и называлась "Народное автомеханическое предприятие" (VEB Fahrzeugwerk). В 1956 г. там начался выпуск простейших автокаров "DK3" для внутризаводских перевозок, получивших название "Дизельамайзе" (Dieselameise) - "Дизельный муравей". Водитель автокара, стоявший спереди моторного отсека, управлял им при помощи боковых ручек. Эти машины оснащались 1-цилиндровым 4-тактным мотором воздушного охлаждения (650 см3, 6 л.с.), имели грузоподъемность 1850 кг, могли передвигаться со скоростью 15 км/ч и с самого начала предлагались с пятью разными кузовами.

В 1958 г. впервые появилась хорошо известная ныне марка "Мультикар", указывавшая на легкий многофункциональный автомобиль-шасси. Впервые ее получил "Дизельный муравей", переименованный в "Мультикар-D".
От предшественника он отличался округлыми ограждениями места водителя и кожухом над двигателем, который получил жидкостное охлаждение и имел мощность 6,5 л.с. Через два года его улучшенный вариант назвали "Мультикар-21". Только в 1964 г. модернизированный 2-тонный "Мультикар-22" получил универсальные возможности. Его оборудовали вихрекамерным дизелем V2 (800 см3, 13 л.с), полностью синхронизированной 3-ступенчатой коробкой передач, 1-местной закрытой кабиной с сиденьем для водителя и обычным рулевым колесом. В таком виде "Мультикар-22" выпускался в течение 10 лет. Параллельно с модернизацией его конструкции на заводе создавалась широкая гамма различных кузовов, надстроек, навесного и прицепного оборудования. Между тем, только с рождением в 1974 г. 2-тонного "Мультикара-24" полной массой 3,7 т, оборудованного закрытой цельнометаллической 2-местной откидывающейся кабиной, ранее примитивная машина приобрела вид миниатюрного автомобиля, ставшего незаменимым во многих отраслях хозяйства. На нем установили 4-цилиндровый дизельный двигатель (1997 см3, 45 л.с.) и синхронизированную 4-сгупенчатую коробку передач. Максимальная скорость возросла с 23 до 50 км/ч.

Самым известным было 2-тонное семейство "Мультикар-25", предлагавшееся с октября 1978 г. в 17 основных вариантах и 22 модификациях с разными надстройками. Главными отличиями от предыдущей серии стали более вместительная и удобная 2-местная кабина, усиленное шасси, 2-контурная система гидропривода тормозов, встроенные гидросистемы для привода вспомогательного оборудования. Базовыми являлись модели "2501" и "2502" с бортовыми кузовами и колесной базой соответственно 1970 и 2675 мм. На их шасси предлагалось несколько типов самосвалов, коммунальных машин, различных фургонов, сменных кузовов, лестниц, гидроподъемников и т.д.

Поставки Multicar 25 в СССР начались в 1980 г незадолго до начала Московской Олимпиады. Уже к началу 1983 г в СССР работали более 4000 таких автомобилей, причём 3600 из них были закуплены в 1982 г. Всего же в СССР поступили более 20000 автомобилей семейства Multicar 25.

Осноную массу поставленных в СССР машин составляли модели 2548/20 (поливо-моечный автомобиль с резервуаром для жидкости и передней разбрызгивающей планкой), 2548/22 (подметально-уборочный автомобиль с резервуаром для жидкости, подметальным валиком и приспособлением для разбрызгивания воды), 2519/23 (снегоуборочный автомобиль с плужным отвалом, бункером для песка и приспособлением для его разбрасывания), 2551 (коммунальный автомобиль для сбора мусора, оснащённый резервуаром с уплотнительным устройством), самосвалы 2513 и 2510 с задней и трёхсторонней разгрузкой.

Поставлялись и другие модификации: бортовые грузовики, в том числе с грузоподъёмным задним бортом, фургоны, телескопические вышки и лестницы. Малые габариты и маневренность "Мультикаров" позволяли использовать их там, где не могли применяться другие машины, в частности для уборки тротуаров, дворов, парков. Весьма полезной оказалась возможность быстрой смены специального оборудования, для которой к тому же не требовалось никаких дополнительных приспособлений.

Естественно, автомобили Multicar стали объектом повышенного интереса частных лиц, особенно сельских жителей. Однако в СССР приобретение грузового автомобиля частным лицом было невозможно. Нередко после выработки ресурса списанные "Мультикары" резались автогеном пополам, чтобы исключить их дальнейшее использование. Только с началом перестройки многочисленные автомобили Multicar 25 оказались в частных руках.
Как и в случае в Robur и IFA, в конце восьмидемятых поставки новых автомобилей и запчастей прекратились. Это привело к быстрому списанию этих машин. До настоящего времени дожили немногочисленные Multicar 25, принадлежащие частным владельцам.

Популярность и универсальность "мультикаров", в целом удовлетворявших требованиям западноевропейского рынка, позволила им достаточно благополучно пережить объединение ГДР и ФРГ. При этом завод переименовали в Акционерное общество специализированных машин "Мультикар" (Multicar Spezialfahrzeuge GmbH). Оно оказалось единственным из автомобильных предприятий ГДР, сохранивших без изменения свое прежнее производство.

В настоящее время на заводе собирают примерно 1500 автомобилей в год. Не сравнить, конечно, с былыми объемами... Однако, если вспомнить, что произошло с автомобильной промышленностью ГДР, результат этот вполне приличный, а главное позволяющий развиваться и внедрять новые модели. Как и прежде, непосредственно на заводе делают кабину, раму и кузова. Все остальные комплектующие покупные. Основу производственной программы составляют Multicar 26 (эта модель выпускается с 1991 года) и более современный Multicar 30 (он же Fumo), который встал на конвейер ровно через десять лет, в 2001 году.

У обоих — два варианта колесной базы, двухместная или пятиместная кабина; колесная формула 4х4 либо 4х2; по заказу — межколесная блокировка сзади.
Любопытно, что и «старая», и «новая» модели комплектуются одинаковым четырехцилиндровым турбо-дизелем IVECO, но с разной настройкой электронных «мозгов». Мотор Fumo развивает 105 «лошадей» и 250 Нм, а у ветерана «двадцать шестой» модели он слабее: 90 л.с., 210 Нм. (Кстати, вначале на Multicar 26 устанавливался фольксвагеновский дизель.)

Недавно в производственной программе завода появился и совершенно новый автомобиль по имени Tremo. Это самый компактный (ширина 1,3 м, длина 3,69 м) и маневренный (все колеса поворачивающиеся) Multicar. Он оборудуется исключительно гидростатической трансмиссией и 85-сильным турбодизелем Volkswagen. При этом такие машинки собираются не на конвейере, а небольшими партиями, в отдельном цехе.

Кстати, все без исключения автомобили завод делает «под заказ». Дело в том, что к современному Мультикару можно присоединить 60 вариантов различного оборудования. Помимо привычных нам снегоуборочных и подметально-поливальных работ грузовичок может косить газоны, забивать сваи, измельчать ветки, перевозить и разгружать контейнеры, удалять сорняки….
Поэтому, прежде чем начать изготовление машины, представители фирмы должны хорошо представлять, где она будет работать зимой и чем займется летом. От этого будет зависеть уровень комплектации шасси.

Существует несколько вариантов оснащения гидравликой — от самого простого (например, для подъема самосвального кузова) до насосов высокой производительности, которые обеспечивают привод сложных, энергоемких механизмов. Когда проходишь вдоль конвейера, видно, что некоторые шасси забраны в паутину гидравлических труб и трубочек…
Кстати, сменное оборудование, с которым работают Мультикары, завод не производит, а закупает у специализированных фирм — таких, как, например, Gmeiner, Тerra-trade или Schmidt. Причем иное оборудование может стоить значительно дороже, чем сам автомобиль! Например, если «двадцать шестой» Мультикар с самосвальным кузовом стоит на заводе примерно 26000—30000 евро (в зависимости от комплектации), то машинка с пылесосом для уборки улиц обойдется уже в 90000 евро. Чистота — удовольствие недешевое…

А это реальность, друзья.