Новая версия "Через тернии к звёздам"

2015-11-07 | 04:33 , Категория фото


А вы знаете, что знаменитый фильм "Через тернии к звёздам" имеет новую версию, отличную от классической 1980 года? Если да, не спешите уходить, может вы найдёте интересным процесс создания этой версии.

Историю, рассказанную Киром Булычевым, в 1980 году на экран перенес режиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в 1973-1974 годах появились на экранах космические одиссеи "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Новый фильм был тоже про космос, про дружбу и любовь, про злодеев и мир, который они хотят себе подчинить
А, в 2001 году Николаем Викторовым, сыном режиссёра Ричарда Викторова, была выпущена переработанная версия фильма.


Вот что про новую версию пишут в официальных источниках
"Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката"

Но что стояло за этими скупыми словами?

Когда продюсер киностудии "Мосфильм" Михаил Косырев начинал проект по восстановлению фантастических фильмов Ричарда Викторова, он еще не знал, что будут трудности с поиском исходного материала. Он знал, что если и существуют фильмы, которые можно восстановить так, чтобы люди снова пошли на них в кино, то это "Отроки..." и "Тернии..."

Чтобы сделать фильмы Викторова современными им надо было добавить объема. То есть практически заново переписать звук. А сделать это мог только сам Ричард Викторов. Но...

Но Ричард Викторов умер. Восстанавливать фильм "Через тернии к звездам" взялся режиссер Николай Викторов, проработавший последние 15 лет в системе кино- и теле-производства, с современными технологиями знакомый не понаслышке. Кроме того, именно он знает все тонкости и хитрости фильма, позволяющие не только качественно восстановить его, но и вернуть на место часть весьма эффектных сцен, не вошедших туда по разным причинам.

Вот тут то и выяснилось, что вдова режиссера актриса Надежда Семенцова-Викторова вот уже двадцать лет хранит дневники, режиссерские сценарии и срезки не вошедшие в фильмы

Стало понятно, что в ходе работ над картинами можно восстановить не только изображение и звук, но и авторский монтаж фильмов. Это было настолько заманчиво, что практически все, от кого зависел проект, увлеклись этой идеей. Киностудия им. Горького передала авторские права, Министерство Культуры Российской Федерации выделило средства и гарантировало масштабную поддержку. Было решено не просто восстановить фильм, а в полном соответствии с современными возможностями кинопроизводства создать новую (авторскую) версию знаменитой фантастической картины

"Решив восстанавливать "Тернии...", - рассказывает Михаил Косырев, - Мы думали, что основные проблемы будут связаны с поиском финансирования. Однако, первые же недели работы с проектом показали, что недостаток средств - это цветочки... Первой ягодкой стало письмо из лаборатории "Мосфильм-колор", в котором говорилось, что состояние промежуточного позитива таково, что восстановить его качественно не представляется возможным... Шок от этого известия еще не прошел, когда пришло следующее сообщение - раздельной записи звука для "Терниев..." тоже нигде нет".

Легко представить, что испытывал продюсер при виде холодного ангара, забитого раритетными фильмами. Однако, за кадром остались эмоции спецов из Совэкспортфильма. Остается только догадываться, какими словами выражали они свои чувства, когда в результате приватизации, "новые хозяева" у Совэкспортфильма отобрали склад и быстренько выбрасывали под дождь тысячи коробок с фильмами.

Тогда был совершен героический переброс фильмов под крышу. Никто и предположить не мог, насколько сложными и затянутым окажется вопрос выделения под хранилище подходящего помещения.

Поиски копии фильма, пригодной для восстановления продолжались почти месяц и только благодаря "Совэкспортфильму" качественная пленка была-таки найдена. Холодной зимой 2001 года продюсер нашел 70-мм копию фильма в промерзшем ангаре, куда "Совэкспортфильм" вынужден был перевезти все свои фонды. К счастью мороз и влажность не успели уничтожить фильм и именно эту копию взяли за основу при восстановлении.

- Из неисчислимых гор с шедеврами советского кино мы выбрали 15 коробок с пометкой "Через тернии к звездам" - продолжает Михаил Косырев. - И мы были рады, что успели спасти хотя бы один фильм.

Оказалось, что эталонная копия фильма, записанная на пленке 35 мм, не сохранилась. Следы ее терялись в недрах Совэкспортфильма. Это обстоятельство заметно усложнило проект и привело к значительным дополнительным затратам. На Мосфильме нам приходится совершать подвиг, что бы перевести фильм с пленки 70 мм (эта копия сохранилась) на общепринятый сегодня формат 35 мм.

Директор ММ-Кино (дочерняя фирма Госфильмофонда) Александр Мелех так комментирует факт исчезновения эталонной копии фильма: "Скорее всего фильм был нелегально продан еще в начале девяностых. Именно тогда "бесследно пропали" лучшие наши фильмы"

Не так то просто записать новый звук к старому фильму. Очень часто невозможно достичь настоящей глубины просто потому, что старые фильмы снимались под плоскость и моно звук. Изображение раритетных лент топчется в середине экрана, не давая звуку распространиться по зрительному залу: немного эха, и шум дождя... Именно поэтому, многие режиссеры, берясь за восстановительные работы, звук не переписывают (немного почистят и ладно). Это называется mono dolby (звучит так же глупо, как "космический корабль на дровах").

Фильмы Ричарда Викторова решили записывать по всем канонам Dolby Digital. Картины сняты так, как будто режиссер предвидел появление объемного звука. Просто грех не воспользоваться этим и не наполнить фильмы объемом: хлюпанием воды и шарканьем ног за спиной Нийи в пещерах на планете Десса, пролетом космических кораблей, пением птиц и шумом моря на Земле. Для записи шумов использовались современные методы моделирования звука

Актеров решили писать по совершенно новой методике, имитирующей запись звука при съемке. Движущиеся микрофоны, позволят очень точно воспроизводить изменение звучания голоса в зависимости от движения персонажа в кадре. И хотя исчезновение речевой фонограммы фильма значительно увеличило бюджет, но возможно, именно эта потеря позволила наполнить фильм, в прямом смысле, по-настоящему современным звучанием

Для начала предстояло восстановить то, что сохранилось. Широкая пленка (Свема 70мм) с фильмом была доставлена на студию Мосфильм-Коллор. Что бы восстановить умирающее изображение и перенести его на пленку современного качества (Кодак 35мм), здесь изготовили специальное оборудование, способное работать на стыке двух форматов

Первоначальная стоимость производства фильма "Через тернии к звездам" была равна пяти миллионам рублей. Однако, было бы наивным полагать, что в восьмидесятом году чиновники не постарались бы эту сумму сократить. В принципе, режиссер Ричард Викторов на это рассчитывал, но мог ли он предполагать, что сумма сократиться вдвое. Урезанный бюджет урезал и изображение. В 2001 году именно срезанные эпизоды было решено доснять. Для этого использовались старые костюмы, сохранившееся на студии им.М.Горького. Оператор-постановщик новой версии "Терниев..." Шандор Беркеши считается сегодня одним из самых опытных операторов. Для того, что бы идеально вписать новые куски в старое изображение он использовал специально подобранную пленку, возраст которой обеспечивал размытость картинки, характерную для восстановленного изображения. Все новые эпизоды подгонялись по цвету, а уже затем обрабатывались на графических станциях

Несмотря на то, что в новую версию "Терниев..." вошло много неизвестных эпизодов, продолжительность ее сократилась почти на 20 минут, что, кстати, позволило ее идеально вписать в формат современного кинопроката. Такое резкое уменьшение метража фильма было достигнуто за счет увеличения динамики изображения. Образно говоря, режиссер подрубил хвосты большинству эпизодов фильма. Так же были безжалостно сокращены инородные сцены, вписанные в фильм "по настоянию партии и правительства".

Новая версия фильма сначала была собрана на компьютере и только потом перенесена на монтажный стол, где режиссер и монтажер работали с пленкой

Из дневников Ричарда Викторова видно, что самую большую головную боль при съемке "Терниев...", он испытывал работая со спецэффектами. Несовершенство оборудования и недостаток средств превращали хорошие идеи в фарс. Например, робота-исследователя со спасательной станции Астра бутафор вопреки эскизам сварил из жестяных ведер, чем привел режиссера и художника в бешенство. Нового робота изготавливали в таком режиме срочности, что ни о какой правдоподобности речь уже не шла (без жестяных ведер на голове и ладно). Новая версия "Терниев..." такими ляпами не грешит. Космопорты, межпланетные корабли, телепортации и движения биомассы прорисовывались на графических станциях

Не секрет, что композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка

В финале обновлённой версии фильма появилась надпись: "Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля", вырезанная редакторами в первой версии - её тогда сочли её недопустимо острой

Важное дополнение.

В октябре 2009 года в Science Museum прошел показ фильма Ричарда Викторова «Через тернии к звездам». Картина, вышедшая на экраны Советского Союза 35 лет назад и мгновенно завоевавшая любовь публики, обрела новую жизнь благодаря сыну режиссера Николаю Викторову и Анне Волковой, организовавшей показ.

— Полгода назад мне написала женщина, — рассказал Николай. – Прислала информацию о планирующейся в Лондоне выставке о космосе и спросила, можно ли в рамках приуроченных к ней мероприятий показать «Через тернии к звездам». Я ответил, что, к сожалению, нет, потому что цифровой версии фильма не существует, на что Анна ответила: «А давайте попробуем восстановить из пленки?»

Уже после сеанса в интервью Russian Gap Николай признался, что перезапуск картины был его давней мечтой.

— Первую попытку мы предприняли в 2001 году. Тогда хотели сделать новую версию, выпустить фильм с озвучкой Dolby: сейчас, конечно, звучит смешно, но в начале 2000-х это было очень круто. Пришлось переозвучить картину целиком и с течением времени пришло понимание, что это было огромной ошибкой. У отца в картине были потрясающие нюансы, все реплики здорово сыграны с интонационной точки зрения, отлично ложилась музыка. Все это воссоздать было невозможно, в новом варианте звук получился так себе, и до этого года я переживал, что не получилось сделать хорошо. И вот после знакомства с Аней я понял, что есть шанс исправить ошибку.

Дальше события развивались совершенно волшебным образом. В Госфильмофонде нашли оригинал пленки, хотя в 2001 говорили о том, что она не сохранилась. Совершенно случайно обнаружили и аудио-дорожку, причем с уникальным для 1980-х шестиканальным звуком. Благодаря современным технологиям, удалось выжать из «находок» максимум качества – и представить картину на суд лондонской публики