Михаил Ульянов - народный Маршал Жуков

2015-11-22 | 04:36 , Категория фото


Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области в крестьянской семье.

Актер театра и кино, народный артист СССР (1969). Герой социалистического Труда (1986). Государственная премия РСФСР имени Константина Станиславского (1975).

Советское детство Миши Ульянова

Отец Михаила Александр Ульянов был директором деревообрабатывающего предприятия, мама Елизавета Ульянова всю свою жизнь посвятила семье, воспитанию сына Миши и дочери Маргариты. Когда мальчику было 3 года Ульяновы перебрались сначала в село Екатерининское, что неподалеку от Бергамака, а затем – в город Тару, в котором прошли детские годы будущего великого актера. Детство Михаила ничем не отличалось от детских лет любого советского ребенка тех лет: он участвовал во дворовых играх, бегал с друзьями в местный кинотеатр, ходил в походы.

В школе Ульянов никогда не ходил в отличниках, так как был всерьез увлечен литературными вечерами, однако до 15 лет никакого представления о театре Михаил не имел. Затем город посетили труппы Омского и Тобольского театров, а позже Михаил случайно заглянул на репетиции детской театральной студии при украинском театре, который был в Таре в эвакуации. В студии дети читали стихи, и увлеченный литературой Михаил, постепенно пристрастился к театру. Позже его руководитель Евгений Просветов, осознав, что у мальчика задатки артиста порекомендовал ему поступать в студию при омском областном театре.

С женой Аллой и дочерью Леной, 1967

Переезд в Омск и Москву

Так Михаил Ульянов перебрался в Омск, приехав в большой город с мешком картошки. Его приняли в студию при областном театре после прочтения отрывка из «Мертвых душ», и началась настоящая театральная жизнь: репетиции, спектакли, участие в массовке и индивидуальные занятия с актером Михаилом Иловайским. Этот период своей жизни Михаил Александрович вспоминал с трепетом, ведь несмотря на тяготы, именно труппа омского театра стала отправной точкой в мир большого театра.

В 1946 году Михаил Ульянов с разрешения отца, вернувшегося с фронта, отправился в Москву – обучаться актерству. Молодой Ульянов ничего не знал ни о столичных театрах, ни об институтах, в которых мог бы обучиться профессии. Практически наугад Миша пробовал поступить то в Щепкинское, то в школу-студию МХАТ, однако везде его ждали неудачи.

Отчаявшись, Михаил наконец узнал, что у театра имени Вахтангова, который в военные годы был эвакуирован в Омск, есть своя школа – Щукинское училище. Здесь удача улыбнулась Михаилу, и он был принят на курс Веры Львовой и Леонида Шихматова. А в 1950 году профессиональным актером драматического театра Михаил Ульянов поступил на службу в театр им. Вахтангова.

В первое время Михаилу пришлось много играть, но из-за малого опыта и недостатка серьезных ролей, работа не приносила ему истинного удовольствия, однако постепенно стал получать значимые роли: Парфен Рогожин в «Идиоте», Артем в пьесе «Макар Дубрава», Баркан в спектакле «Государственный советник» и другие.

Великий путь в театре и кино

Приглашения в кино молодой актер получал регулярно, но долгое время кинопробы не приносили нужного результата, и попасть на большой экран он не мог. В 1953 году Михаилу Ульянову удалось наконец-то успешно пройти пробы и получить роль комсомольского вожака в картине «Они были первыми». Так начался его долгий путь в кино.

Своей главной ролью на экране Ульянов всегда считал Дмитрия Бахирева в кинодраме «Битва в пути» режиссера Владимира Басова. Но всесоюзную славу Ульянову принесла роль Егора Трубникова в фильме «Председатель» 1963 года. Также звездными ролями Ульянова стали: роль Дмитрия в «Братьях Карамазовых», Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите», Иван Федорович Афонин в «Ворошиловском стрелке», Отец в «Антикиллере».

Зрителям военного поколения Михаил Ульянов запомнился в роли легендарного Георгия Жукова, эту роль Михаилу Александровичу пришлось играть не раз: в теленовелле «Освобождение», фильмах «Слушайте, на той стороне», «Блокада», «Если враг не сдается», «Битва за Москву», «Сталинград», «Война на западном направлении» и многих других.

Личная жизнь Михаила Ульянова

Со своей будущей супругой актрисой Аллой Парфаньяк Михаил Александрович познакомился на съемках картины «Небесный тихоход».

С женой, актрисой Аллой Парфаньяк

Парфаньяк была в то время замужем за артистом Николаем Крючковым, однако Михаилу удалось завоевать сердце возлюбленной. В 1957 году Алла ушла от мужа, а в 1959 родилась новая семья. Супруги прожили вместе полвека, у них выросла дочь Елена.

Михаилу Ульянову приписывают массу романов, то с актрисой Ириной Купченко, то с артисткой Юлией Борисовой. Все отношения вне семьи Ульянов всегда отрицал. Доподлинно известно лишь о его отношениях с актрисой Ниной Нехлопоченко, молодые люди вместе учились в Щукинском.

Последние годы великого актера

В начале 90-х годов Михаилу Александровичу был поставлен диагноз: прогрессирующая болезнь Паркинсона. В последний раз на сцене он появился 29 апреля 2004 года в спектакле «Без вины виноватые», а на экране - в роли директора завода в сериале «Охота на изюбря».

Летом 2006 года Ульянов был эвакуирован вертолетом по личному распоряжению Сергея Шойгу с места отдыха в Кинешме и срочно прооперирован. 22 марта 2007 года актер снова попал в больницу, где обнаружились многочисленные болезни, которые активизировались на фоне терминальной стадии рака. 26 марта 2007 года Михаил Ульянов скончался в палате столичной Центральной клинической больницы и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Его супруга Алла Парфаньяк через два месяца после похорон впала в кому и скончалась не приходя в сознание в 2009 году, она похоронена рядом с горячо любимым мужем.

"Я о себе говорить не хочу. – О чем говорить? Частная моя жизнь интересна только мне и моим самым близким. Что бы ни сказал о них – все равно это будет и обо мне. А я ничего сверх положенного здесь не сотворил. Только то, что написано на роду. Если же говорить про театр – про Театр ли Вахтангова, или про Театр как явление в нашей жизни, – это опять же будет о себе, поскольку театр – моя жизнь, для меня он никогда не существовал без меня самого. И я не хочу, чтобы меня отделяли от прожитой жизни или, наоборот, слишком привязывали к профессии. За долгий путь в театре и кино я, пожалуй, все сказал. Взгляды мои известны. Тем более, что впереди еще столько всякого..."